Волга vs Волга: Люди vs Деньги


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Не успела я вернуться из Нижнего Новгорода с фандразинговой конференции «Белые Ночи на Волге», как поймала себя на мысли, что снова выхожу из Сапасана «Нижний Новгород – Санкт-Петербург» на платформе волжского города. На этот раз проливным дождем меня встречала Тверь.

Несмотря на совершенную, казалось бы, невозможность бросить на день текущие дела, я в буквальном смысле заставила себя поехать в Тверь. Потому что по прошлогоднему опыту точно знала — этой энергетической и креативной подпитки для мозга мне хватит как минимум до Нового года.

А что, спросите вы, особенного в это время года в Твери? Кроме самого города, конечно, — который, увы, я успела узнать совсем немного и совершенно мельком из окна такси — незаурядной для меня была возможность провести один день в сообществе необычных людей. Людей очень разных и безумно интересных, формальных и неформальных, старых друзей и новых приятелей, правозащитников и экологов, программеров и пиарщиков, юристов и дизайнеров, фотографов и предпринимателей, фандрайзеров и мыслителей, стартаперов и журналистов, гражданских активистов и волонтеров. Сильных людей с красивой душой, и глазами, горящими от идей и действий. Людей, которые прикладывают усилия для позитивных изменений в будущем, то есть действуют для создания общественного блага.

Секрет прост. Я провела всего один день в Твери в замечательном старом здании Речного вокзала, где сейчас располагается Центр современного искусства «ТверЦА». Здесь с 5 по 8 июля 2011 проходил второй SocialCamp – неформальная конференция, посвященная некоммерческим гражданским и социальным интернет-проектам. Или, если быть точной, это (НЕ)конференция 2.0. Уместно будет отметить заранее спланированную или случайную синергию — диспуты о современных интернет-технологиях для создания образов общего социокультурного будущего были весьма гармоничны в стенах центра современного искусства.

Что же особенного в SocialCamp? Пока это несвойственный третьему сектору формат «неформальных конференций» — баркемп (barcamp), пользующийся популярностью во всем мире. Особенность в его демократичности: минимум официоза, максимум общения и креатива. Это правда. Я трижды ощутила на себе, как это работает.

Может, спросите вы, в таком формате и содержание было драйвовом? Я не зря использую здесь слово, драйв – поскольку ключевым здесь является инстинктивное желание, побуждающее человека действовать в направлении удовлетворения этого желания. Именно! Содержание, действие и люди его транслирующие и есть суть и смысл. На прошлогодней конференции меня на эмоциональном уровне поразило, как много оказывается правильных людей делают сегодня много умных и полезных дел для общего блага с помощью интернета и веб2.0. Только на мой взгляд, мы пока движемся в некоторой параллели, то есть крайне редко пересекаемся. И нельзя этот процесс сделать неестественным, время само скажет, когда точка пересечения будет найдена. Поэтому пока SocialCamp и есть тот самый перекресток, где можно остановиться и поговорить о важном. Говоря молодежным сленгом, по силе впечатлений и воздействия на стандартный образ мышления это мероприятие относится к тем, про которые в конце дня говорят — «снос башни» и «взрыв мозга».

Ни в коей мере не умоляю достоинств традиционных форматов конференций. Возможно, за многие годы я просто устала от ощущения дежа вю, когда я почти всегда заранее знаю лица, слова, темы для обсуждений и даже шутки…

Будущее мне видится за площадками формата баркемп, где виртуальная реальность выходит в офлайн и говорит о реальности социальной. Где каждый год появляются новые люди — в большей степени молодые — потому что Сеть для них не развлечение и пустое времяпровождение, а настоящая серьезная работа. Здесь, на баркемпах, по сути и есть образование будущего. Потому что в Сети все меняется каждые полгода и чем дальше, тем чаще. Кроме того, здесь совершенно не важен статус, дресс-код и пафос места. Эти догмы лет через восемь-десять должны уйти в небытие. Не потому, что я от них устала, а потому что это неэффективные вложения с предсказуемым выходом. Важным является содержание, сформулированное зачастую здесь и сейчас, реальный опыт, трансформируемый тут же в вектор развития новых идей и люди, для которых образование – не корочка престижного вуза, а процесс взаимного обмена жизненным и профессиональным опытом, качественно трансформирующихся в этот момент времени в новые знания и опыт.

Весной я получила письмо, в котором организаторы SocialCamp снова позвали меня провести «какой-нибудь интересный мастер-класс с разбором кейсов на тему интернет-инструментов для фандрайзинга». Просмотрев программу конференции, я была немало приятно удивлена. О боги, о чем же можно еще говорить, когда почти все актуальные «механизмы и инструменты» будут присутствовать лично – тут ChronoPay, Яndex.Деньги, МТС, RBK Mony, A1 Pay, ОКЕАН БАНК (Robokassa), ЖЖ (LiveJournal). Благо.ру вынесем за скобки, чтобы обратить внимание исключительно на интерес бизнеса. Вот они, механизмы для простого и удобного совершения пожертвований частными лицами. А это, неизбежно, возможности для развития безадресной помощи, и как следствие, цивилизованных привычек и традиций массовой филантропии. Ведь именно этого все мы добиваемся в стратегической перспективе.

Если опустить эмоции и вернуться на землю, как водится в приличных публикациях, приведу цифры. По данным Мирового рейтинга благотворительности CAF за 2010 год сегодня в России частные пожертвования составляют 17% всех благотворительных средств. В США — 80%. В статье «О чем говорят цифры», опубликованной на портале «Филантроп» руководитель НП «КСО – Русский Центр» Алексей Костин приводит такие данные по объемам средств частных пожертвований: в России по самым оптимистичным расчетам $0,5 млрд (по максимальной оценке) против $270 млрд. в США. Тед Харт в интервью «Филантропу» приводит динамику роста электронных пожертвований в США с $10 млн в 1999 до $10,44 млрд в 2007. А это в 1000 раз за восемь лет! По данным компании Convio, разрабатывающей программы для совершения онлайн-пожертвований, в 2009 году объем сегмента интернет пожертвований в США вырос на 14%. По России точных данных нет. При этом обоснования трехлетней давности на счет низких объемов интернет-пожертвований в России совершенно справедливо базируются на отсутствии в 2008 году удобных и простых в использовании технологий для электронных платежей, а также крайне низкой известности НКО и недостатка доверия людей. Всего то три года и технологии уже сами пришли к нам. Осталось самую малость – добиться доверия, а значит настоящей известности.

Агентство Reuters по данным исследования Giving USA Foundation приводит общий объем пожертвований в США за 2010 год $291 млрд. на 310 млн. населения США. В России же это $3 млрд. на 143 млн. населения. Есть над чем работать, не так ли. Пределы роста доверия людей к нам в 50 раз, предполагаю, мы преодолеем нескоро.

Показатель живого интереса на SocialCamp со стороны бизнеса к организациям третьего сектора не случаен. Это не праздный интерес вместе «потусить» или вдруг проснувшееся милосердие в стальных капиталистических сердцах. Бизнес повернул голову в нашу сторону только потому, что обнаружил для себя непаханое поле — новый рынок, где можно застолбить место, пока его не освоили конкуренты. Наш основной ресурс и платформа для роста, если кто до сих пор не в курсе – это люди, для улучшения качества жизни которых, в конечном итоге, все мы работаем. А люди – это частные пожертвования и большие объемы свободных денег, которые пока проходят мимо бизнеса. Некоммерческий сектор уже воспринимать всерьез с точки зрения выгод для бизнеса от долгосрочного партнерства. Мы наконец вышли из плоскости намерений в плоскость практики.

Ситуация, на мой взгляд, в ближайшие пару лет кардинально измениться по сравнению с расстановкой сил трехлетней давности. Бизнес быстро посчитает свой процент от обслуживания, к примеру, полумиллиарда долларов, а также прогнозы роста объемов на ближайшие годы с учетом очевидных трендов. И выстроится в очередь предлагать некоммерческим организациям свои самые современные технические ресурсы и профессиональные услуги для сбора или управления частными пожертвованиями. Не ко всем, конечно. К тем, кого знают и уважают, у кого отлажены системы взаимодействия с частными донорами.

Именно поэтому в следующем году, полагаю, можно рассчитывать встретить на SocialCamp в качестве спикеров представителей крупнейших банков с развивающейся системой Direct Debit.

Другое дело, нужны ли все эти инструменты – платежные системы, электронные кошельки, агрегаторы, процессионговые услуги, провайдеры мобильной связи, платежные терминалы и прочие — именно вашей организации? Достаточно ли только установить на сайте или аккаунте в социальных сетях простой и удобный инструмент для сбора частных пожертвований, чтобы деньги потекли рекой? Как Вы узнаете о РЕАЛЬНЫХ потребностях вашей целевой аудитории, и как быстро можете реагировать на стремительно меняющуюся ситуацию, если у вас нет эффективных каналов для мониторинга информационного поля и работы с обратной связью? Вокруг этих вопросов я и попыталась построить интерактивную дискуссию, тему которой сформулировала как «ePhilanthropy: люди vs деньги». Мне хотелось больше поговорить не о технологиях и инструментах фандрайзинга, а о людях для людей. Сегодня, выходя на открытые глобальные площадки — Facebook, Twitter и YouTube — НКО перестают полностью контролировать процесс, потому что сторонники получают возможность не просто поддерживать время от времени мероприятия. Люди становятся активной частью нашей ежедневной работы, влияют на принятие решений, актуализируют проблемы, предлагают решения и разделяют с вами ответственность за их воплощение, становятся народными «адвокатами» и ньюсмейкерами. По сути, эмоции и доверие, которые к вашей организации или группе испытывают люди и есть ресурс будущего. Будущие прорывы напрямую зависят от качества ваших социальных связей.

Мы живем в реальном мире. Рулевыми этого мира сегодня являются деньги и влияние. При этом для нас влияние = люди =деньги. И если не учитывать главное звено, то не будет ни реального влияния, ни долгосрочных денег. По большому счету наш бизнес мало чем отличается от бизнеса классического. Мы тоже живем в парадигме — «сегодня продаем или покупаем?». Только у нас есть небольшая поправка на… цели и ценности. А наш основной товар — эмоции и моральное удовлетворение, образы того будущего, в котором хочется жить.

И здесь снова ресурсы будущего, представленные на SocialCamp.

Краудсорсинг – использование коллективного разума для выбора лучших идей и проработки за кратчайшее сроки максимального количества потенциальных решений, формирование проектных команд для их реализации, привлечение венчурного капитала (Open Innovation Inc. http://www.openinnovation.ru/)

Клуб мышления — поиск идей и решений с помощью открытых конкурсов, декомпозиция сложнейших задач до уровня решения непрофильными специалистами.

И, наконец, идеология нового образования или мозговые центры (think tanks), работа с образами будущего в новой реальности информационного пространства, продвигаемая Метавер. Эта команда является основными проповедниками культуры и философии баркемпов в России.

Возвращаясь к главному. В последнее время я часто думаю о будущем. О разном будущем. О будущем, в котором неумолимо стареют мои родители. О будущем личном – например, времени и качестве пространства для себя и людей, которых я люблю. О будущем, в котором стремительно взрослеет мой ребенок. Это не значит, что раньше я не думала о будущем. Просто в студенческие годы эти мысли были какие-то недостижимые и потому очень иллюзорные. Сегодня ко мне, полагаю, незаметно подкрался кризис среднего возраста, и потому хочется попытаться увидеть будущее в максимально реальных картинках. Понимать, что оно не будет хуже, чем я – реалист с позитивным мышлением – могу спрогнозировать. Странным образом два события последних недель открыли мне новое видение смыслов собственного будущего.

На сайте SocialCamp в качестве девиза выбрана футболка с надписью, сделанной своими руками в прошлом году кем-то из участников: «Reminds Me, Who I Am». Визуализация смыслов всегда помогает и «Напоминает мне, кто я есть».

Здесь можно узнать подробности и другие впечатления о SocialCamp.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий