Ты наигрался в добровольцев?


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

5 декабря — Международный день добровольцев. Волонтерские мероприятия и подсчеты, кто, кому и как помогает — таково традиционное содержание праздника. Я тоже поучаствовал: провел мастер-класс на конкурсе «Доброволец России — 2011». И вот что подумал: творить добро, конечно, круто, но если нет четко сформулированной цели — как минимум бесполезно. А с целеполаганием в этой области у нас как раз туго.

На этот действительно отличный конкурс, проходивший в Перми, приехала сотня молодых добровольцев из 44 регионов России. Вполне представительное собрание. Плюс участники привезли свои социальные проекты. Другими словами, собрались не просто рядовые добровольцы, а те, кто ведет за собой. Некоторые считают себя профессионалами уже сейчас, некоторые — планируют ими стать в скором будущем.

От кого, как не от них, ждать ясного представления о целях своей работы? Или хотя бы структурированного мышления.

Мой мастер-класс был посвящен взаимодействию с журналистами и продвижению добровольческих инициатив в медиа-пространстве — как через СМИ, так и в социальных сетях. Вместе с рассказом о технической стороне процесса (правилах написания пресс-релиза, выстраивании лояльного коммьюнити, своем позиционировании и т.д. и т.п.) я старался донести такую вот мысль: первичен предмет продвижения, а не само продвижение.

Прежде всего потому, что главное в некоммерческой истории — не объем «продаж», а общественная польза от «продаваемых» услуг. Ну еще и потому, что абстрактное добро впартить, скорее всего, не получится. Нужна конкретика. Свою утопию марксисты продали народу — но только вместе с обещаниями раздать землю да прекратить войну.

Я это к чему? Я это к тому, что для продвижения своих добровольческих инициатив сначала стоит эти инициативы грамотно выстроить. Четко и максимально доступно сформулировать проблему, которую руки чешутся решить; отмежевать себя от прочих решателей той же проблемы (сделать уникальное предложение); адекватно оценить свои ресурсы, финансовые и нефинансовые; строго подчинить отдельные волонтерские акции общей цели. В общем, составить некоммерческий бизнес-план. И уже в этот бизнес-план вплетать продвижение.

Журналистам нужны эксперты, а не просто борцы против всего плохого и за все хорошее. Им нужны интересные истории, а не рассказ в миллионный раз о покраске забора в детском доме. И, самое смешное, все это нужно не только журналистам, но и обществу.

Все это только кажется прописной истиной. Если покопаться в большинстве добровольческих (даже шире — некоммерческих) инициатив, то в основании обнаружим не камень, а рыхлый песок. Увидеть четкую, обоснованную реальными социальными потребностями стратегию — самая настоящая удача.

Я дал участникам мастер-класса тестовое задание. Нужно было выстроить план медийного продвижения своей инициативы, но сначала — четко описать эту инициативу, максимально точно сформулировав саму проблему. Другими словами, «улучшение экологической ситуации, потому что ужас что творится» — это незачет.

Так вот, ни одной из шести групп волонтеров выполнить задание не удалось. Кто-то сразу взялся за создание медиа-плана, кто-то — за создание программы. И, судя по ответам, никто не задал себе больше одного вопроса «зачем» или «почему» по сути проблемы, решение которой он намерен предложить журналистам и обществу. Пример такой недоформулированной проблемы: «Доноров крови у нас мало». До такого уровня осознания проблемы дойти несложно, а вот ответить на вопрос «почему» — гораздо сложнее. Между тем, от этого ответа зависит вся добровольческая программа, да и весь план медиа-продвижения тоже. Правильно сформулированная проблема — полдела. Стоит сделать это, и составление проекта, рассказ о проекте журналистам и многое-многое другое вдруг потечет как по маслу.

В конкурсе «Доброволец России» участвуют молодые люди, студенты по большей части. Наверное, я слишком строг, возможно, описанные навыки прийдут с опытом. Судя по вопросам, которые задавали мне некоторые из конкурсантов, такая надежда есть.

Печально другое — значительная часть «взрослого» добровольческого движения работает точно так же. В лучшем случае волонтер тупо красит заборы, не особо претендуя на решение социальных проблем. А в худшем — лезет с неверными решениями. Заваливает, например, детские дома бестолковыми подарками.

Благими намерениями вымощена дорога сами знаете куда. Направить же движение в другую сторону — профессионалов не хватает.

15 Comments

Add yours
  1. Вадим

    Актуальный разбор ситуации, который можно было бы экстраполировать и на проектную деятельность большинства НКО и действия третьего сектора в целом. Какое-то время назад мы сделали предположение, что эта деятельность (в т.ч. волонтерство) вполне соответствует известному феномену «предпринимательство», а для выделения неприбыльной направленности добавили «социальное предпринимательство». Вроде ничего особенного не сделали, но какие-то вопросы стали на свои места, в т.ч. при создании\рассмотрении волонтерских инициатив и проектов. Соответственно, названные автором проблемы и их адекватные решения вполне естественно ложатся в мейн-стрим «развитие социального предпринимательства». Т.е. уйдя от фактора ограничивающей «уникальности» получаем доступ к «лучшим практикам» и «инструментам» накопленным в бизнесе. Включаем голову и фильтруем для своего сектора или своей ситуации. Примерно как-то так. Эмпирическими данными в подтверждение соображений по применению бизнес-подходов к развитию волонтерства (в том смысле, о котором говорит автор) у нас пока нет. Если кто имеет — делитесь!) В смысле не лозунгами, а что сработало и почему.

  2. Татьяна Лаврова

    Здравствуйте!

    Большое спасибо за статью. Мне Вас прямо сама Вселенная послала! :)

    Вы поднимаете очень важную тему. Действительно, если не задаваться вопросами «Почему?» и «Как повлиять?», многие телодвижения просто бессмысленны.

    Я — волонтер со стажем, представляю международный проект World Cleanup 2012 Let’s Do it!, в рамках которого ищу единомышленников в России.

    Самый кратчайший путь узнать о проекте — это посмотреть видео (http://www.youtube.com/watch?v=_KeZCb1BnZ8, одна минутка).

    Наши результаты говорят сами за себя, но главная работа впереди.

    У меня к Вам есть предложение и даже приглашение. Наверное, их лучше изложить в частной переписке.

    С уважением,
    Татьяна Лаврова

  3. Гезалов Александр

    Отличный текст, «взрослых» добровольцев у нас чуток.Есть те, кто за зарплату учат детей-сирот рисовать, отбери зарплату они уйдут.А вот профи, которые будут за идею и за з/п, таких нынче мало-мало.К сожалению.А именно они сейчас нужны, а не тучи добровольцев.От которых часто вред.Они и учится не хотят, и структурироваться, и просто ищут где бы поволонтерить.Спасибо Матвей.

    • Гузель

      Не соглашусь с вами. Есть специалисты и профессионалы, которые с удовольствием откликаются на БЕЗВОЗМЕЗДНУЮ работу по обучению детей, если видят четкую цель. И хорошо, иначе бы, например,наш проект так долго не смог продержаться. 3 года уже работаем без зп. И добровольцев из студентов набираем, которые разбираются и в архитектуре, и в дизайне.
      Добровольцы разные важны, добровольцы разные нужны! Но к СПЕЦиалистам и СПЕЦподход нужен)

      • Матвей Масальцев

        Так я же и не спорю, что есть специалисты и есть профессионалы. Конечно есть, но мало. Я говорю о системе, которая функционирует на довольно примитивном уровне, увы. Я говорю о стандартных кейсах, в основе которых нет устойчивой структуры

        • Гузель

          На мой взгляд, это надо доносить. О том, что пусть мало, но зато действенно и результативно!
          В итоге будет больше, но при этом совершенно с другим подходом!

          • Матвей Масальцев

            Хм… «Филантроп» — одна из площадок для трансляции лучших практик. Так что доносим:)

            Плюс тиражирование лучших практик и технологий — одна из задач НКО. Но таких — инфраструктурных организаций, ресурсных центров — очень и очень мало

  4. ольга

    Проблема лежит на поверхности. Согласна со многим и это не является открытием. Но, на мой взгляд, все вышесказанное стоило донести до участников конкурса лично. Показать, так сказать, взрослый пример аргументированного наличия истины. У Вас, Матвей, была возможность все это сказать по итогам, поскольку, не все из участников конкурса прочитают эту статью.

    С уважением, Ольга.

    • Матвей Масальцев

      Так я только об этом и говорил — и во время выступления, и по итогам, и еще индивидуально всем, кто ко мне подходил, а таких оказалось немало. И прямо говорил, и другими словами. А статья как раз для тех, кто в Перми не был. Плюс это мои размышления, а не урок.

      Что касается отсутствия открытий, то и я удивляюсь: проблема действительно лежит на поверхности, все, казалось бы, ясно и понятно, однако народ раз за разом наступает на одни и те же грабли

Добавить комментарий