Путь журналиста из благотворительности в криминал


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Исполнительный секретарь Форума Доноров Наталья Каминарская, которая находится сейчас в США, продолжает делиться с читателями «Филантропа» своими наблюдениями. Второе письмо из Вашингтона — о проблеме освещения деятельности НКО в Америке и в России.

The New York Times

The New York Times. Фото с сайта sharifsbrief.com

10 марта The New York Times последним из ведущих деловых изданий объявило о том, что журналист, специализирующийся исключительно на благотворительной тематике, будет уделять этой работе меньше времени, а основной его работой станут криминальные расследования. Подобное решение несколько лет назад приняла The Washington Post, а также The Boston Globe и многие другие.

Это событие потрясло профессиональный благотворительный мир. Профильные издания The NonProfit Times и The Chronicle of Philanthropy разразились первополосными статьями на эту тему, почти все крупные организации переживают: как же теперь НКО донести до общества свою озабоченность его проблемами?

По мнению The Chronicle of Philanthropy, в то время, когда ожидания от деятельности НКО со стороны государства и граждан только возрастают, подобное решение СМИ можно считать почти безответственным. Сегодня американские НКО предоставляют рабочие места 11% населения и вносят вклад в экономику в размере 5,4% ВВП. Это — залог специального внимания к сектору со стороны прессы, полагают в Chronicle.

Но главное, по мнению профессионалов, в другом. Именно СМИ являются единственным действенным механизмом, обеспечивающим подотчетность НКО перед обществом. Ни налоговая служба, ни другие официальные лица не могут в полной мере обеспечить контроль и освещение деятельности, и, прежде всего, нарушений со стороны НКО. Все вместе это может привести к снижению доверия граждан к НКО, а, значит, к уменьшению пожертвований.

Сами же печатные СМИ, до того регулярно игравшие роль watch-dog и историков развития благотворительности, переходят в парадигму, очень знакомую российским коллегам: освещение работы НКО становится спорадическим и непрофессиональным, больше внимание уделяется благотворительности публичных персон или скандалам.

Такой поворот напомнил мне дискуссию, недавно состоявшуюся в России: что будет, когда благотворительность станет нормой жизни и СМИ устанут писать о наших буднях? Ответ США меня не устраивает. И не только потому, что ситуация в России сегодня сильно отличается от Америки, но также и потому, что, как американские коллеги, считаю роль СМИ абсолютно критичной для развития благотворительности. Никакой специализированный портал или издание о благотворительности никогда не привлекут того внимания, как деловая национальная пресса. Еще долго интернет-медиа будут понятны и доступны лишь ограниченному числу людей в нашей стране. Поэтому задача появления специалистов по социальной тематике и некоммерческому сектору в ведущих российских СМИ – первостепенная задача благотворительного сообщества. И пора серьезно взяться за ее решение.

1 comment

Add yours
  1. mchertok

    Мне кажется, у нас в этом контексте отличные перспективы: никаких специальных журналистов, пишуших по благотворительность, у нас нет, зато есть масса стрингеров, работающих в теме криминала. Так что процесс может пойти только в одном направлении!

Добавить комментарий