В долгое плаванье за лучшим будущим
Капитан, капитан улыбнитесь,
Ведь улыбка — это флаг корабля,
Капитан, капитан подтянитесь,
Только смелым покоряются моря.
Профессия менеджер благотворительности проходит сейчас в России этап становления и самоопределения. Находясь в начале пути, важно и интересно понять, какими качествами должен обладать успешный специалист в этой области.
Этой теме была посвящена дискуссия в рамках школы фондов CAF в гостях у компании Odgers Berndtson.
По итогам встречи мы составили профиль компетенций. Что он вообще собой представляет? Если говорить совсем просто – это перечень навыков, знаний, которые делают человека эффективным в той или иной работе. По сути, профиль компетенций описывает, как должен себя вести успешный менеджер, дворник, журналист, директор благотворительного фонда.
Создание профиля или модели компетенций — это долгая и глубокая работа. Обычно модели компетенций делаются для организации. Когда мы составляем такие модели мы не только задаем вопрос, какие навыки важны для этой профессии (как это было на школе), но и проводим глубинные интервью, узнаем истории успеха. Из тех слов, которые люди употребляют, из тех примеров, которые они приводят, из того, как они говорят, мы делаем выводы. То, что получилось у нас на школе фондов КАФ – это карандашный набросок модели компетенций, срез мнений, который, конечно, в дальнейшем может стать определенным стандартом качества, инструментом для оценки руководителей.
Наша модель состоит из четырех категорий: личные навыки, навыки взаимодействия, управленческие или лидерские навыки, и последний уровень – то, что мы называем видением.
Видение или деловые навыки – это все, что связано с пониманием бизнеса, стратегии, финансов. Если говорить, к примеру, о директоре благотворительного фонда, то в его видение входит понимание миссии и стратегии фонда, приоритеты его развития.
К управленческим навыкам относится все, что связано в широком смысле с постановкой задачи и с дальнейшим обеспечением ее реализации.
Взаимодействие – это все, что связано с общением с другими людьми, переговорами, влиянием.
В личных навыках все, что относится к личным особенностям. Это целостность, зрелость, стрессоустойчивость, самомотивация, открытость новому.
ПРОФИЛЬ МЕНЕДЖЕРА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
Категория |
Компетенция и ее определение |
Видение | Стратегическое видение – создание картины будущего, принятие долгосрочных решений в рамках общей стратегии |
Принятие решений в ситуации неопределенности – умение адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам, принимать решения в условиях неполноты информации | |
Построение долгосрочных отношений – управление потребностями стейкхолдеров, разработка решений под их запросы и построение деловых отношений со всеми заинтересованными сторонами | |
Управление | Постановка и достижение целей – реалистичное и четкое целеполагание, управление достижением целей наиболее эффективным способом |
Лидерство в команде – управление совместной работой, мотивацией и развитием группы единомышленников | |
Взаимодействие | Убеждающая коммуникация – передача другим своих идей, воодушевление на следование этим идеям |
Партнерство – сотрудничество, умение вести открытый и конструктивный диалог с разными людьми | |
Личные качества | Личностная зрелость и целостность – добросовестность, ответственное отношение к себе и другим, фокус на деле и на создаваемой ценности |
Воля к победе – упорное стремление к достижению результата, преодоление сложностей и неудач | |
Расширение кругозора – постоянное самосовершенствование и расширение своих знаний, широкий круг интересов | |
Социальная мотивация – желание своими делами делать мир и окружающее общество лучше |
С точки зрения профессионального роста компетенции видения и взаимодействия можно развить достаточно легко, управленческие навыки развивать сложнее, а вот личные качества развить или изменить практически невозможно. Соответственно, личные качества лучше нанимать, а не развивать. Здесь имеется в виду, что лучше взять на работу специалиста с чуть менее развитыми менеджерскими навыками, но с развитым альтруизмом, чем нанять человека с хорошими управленческими способностями, которому чужда социальная ответственность.
Если говорить об отличии этого профиля от модели компетенций в бизнесе, то оно, конечно, состоит в значимости личных качеств и ориентации на долгосрочный социально значимый результат. Эта модель получилась более человечная, в ней есть сильный перевес в сторону личных качеств.
«Такие люди напоминают мне капитанов дальнего плавания, — говорит консультант практики оценки и развития руководителей Odgers Berndtson Дмитрий Волощук. – Они способны вести за собой команду своего корабля, они планируют маршрут и воодушевляют других, они убеждают самых разных людей в важности и нужности своего дела, они медленно, но упорно двигаются сквозь непогоду к поставленной цели, которая находится далеко за горизонтом… И они верят, что, достигнув этой цели, они смогут изменить мир к лучшему».
+ There are no comments
Add yours