Как НКО вступают в рискованные отношения с обществом


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

На этой неделе меня попросили дать экспертную оценку новому пособию для НКО. Попросили оценить раздел, посвященный связям с общественностью. Замечаний, связанных с профессией пиарщика НКО, набралось на пару листов стандартных стереотипов. Но одна деталь показалась мне симптоматичной, так как встречается уже много лет почти в каждом обсуждении или разработке социальной информационной кампании.

Эта деталь, по которой, как по  бумажке лакмуса, можно понять, насколько серьезно  настроена некоммерческая организация добиваться результативности в своей информационной работе, называется «тестирование» материалов.

С 1995 года для НКО выпускаются подробные пособия о том, как жить и работать некоммерческому сектору, в том числе, с ответами на вопросы, что такое социальный маркетинг, как реализовывать кампании, акции и т.д. Сейчас также много материалов по вопросам социальной рекламы и организации связей с общественности. Как правило, о вопросах предварительной оценки материалов некоммерческих организаций либо ничего не пишется, либо коротенькая категоричная запись типа: «Материалы можно предварительно опробовать двумя способами: с помощью индивидуальных бесед или с помощью бесед с целевой аудиторией в формате фокус-групп».

Почему НКО обращаются к аудитории через СМИ и социальную рекламу, практически не изучая возможные последствия, особенно побочные эффекты?  Ведь, казалось бы, ресурсы ограничены – значит каждый шаг, особенно в области производства и дизайна, печати и распространения требует гарантий эффективности. В рекламном мире широко известна фраза американского бизнесмена Джона Ванамейкера «Я знаю, что половина моего рекламного бюджета тратится впустую. Не знаю только, какая именно половина». Но это бизнес, там есть прибыль и она может расходоваться с риском лишних затрат на холостые материалы. У НКО логичен более экономный и ответственный подход, но встречается он крайне редко.

Чаще можно сказать «Я не знаю сколько ресурсов я потратил не зря, ведь чтобы измерять эффективность, нужно тоже нести затраты». И многие НКО выбирают затраты сразу на «движуху», руководствуясь принципом действий «на авось».

Насколько эта болезнь взаимодействия «на авось» распространена? Можно отметить, что все чаще встречаются примеры оценки коммуникативной эффективности, в том числе оценки креатива и выбора медиаканалов. Пример — информационная кампания «Наши дети», которую проводят Агентство социальной информации и Студио-Диалог. Здесь уже много лет тщательно тестируют каждый свой ролик на соответствие используемых образов и слоганов цели кампании, точности и ясности сообщения для аудитории, наличии реального и понятного призыва к действию и т.д. Часто используют методы оценки эффективности креатива одни из лидеров рынка социальной рекламы – Лаборатория социальной рекламы. В сложных ситуациях, требовавших особой ответственности и гарантий эффективности использовали оценку креатива Фокус-Медиа, Перспектива и многие другие. И речь идет не о групповых обсуждениях (фокус-группах).  5-9 человек, собравшись вместе, могут в лучшем случае представить спектр мнений о материалах кампании НКО и при профессиональном ведении встречи проявить устойчивость того или иного стереотипа участников. Всё. Данный инструмент отлично справляется с этими функциями и как видно, здесь нет оценки креатива и тем более не предполагается выхода – рекомендаций по улучшению и коррекции материалов.

В настоящее время форм и методов оценки коммуникативной эффективности представлено достаточно, чтобы изучить их и выбрать наиболее близкий к решению поставленных задач. Было бы желание гарантировать результативность своих расходов на создание информационных и рекламных материалов, ведь часто проще сказать: они не поняли, это такой менталитет, у нас нет традиций благотворительности, люди не привыкли жертвовать НКО и т.д.

В качестве решения часто вычеркиваемой, в силу рассмотренных стереотипов, задачи по оценке эффективности социальной рекламы я представляю возможность проведения тестирований социальной рекламы НКО и СМИ в течение 2012 года на базе одной из популярных методик оценки SocResponse®  в рамках проекта медиа-библиотеки социальной рекламы Atprint.ru. Первый конкурс на право пройти бесплатные тестирования заканчивается 30 июня 2012 года. В течение года запланированы еще два конкурса. Подробнее можно прочитать здесь.

Это далеко не единственный вариант, доступный для НКО, важно просто сменить сам подход – «оценим по факту, по итогам»; «запустим как есть, а там поправим, если что»; «что бесплатно pro-bono нам сверстали, с тем и работаем» на позицию Заказчика – с четкими требованиями, Брифом, продуманным Сообщением, и желанием получить наиболее эффективное решение.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий