Утопия-2014


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Название моей статьи – переделка названия книги Курта Воннегута «Утопия-14». В этой книге писатель старался выявить тенденции современной ему ситуации, которые он считал опасными и не всем заметными. А я хочу поделиться некоторыми опасениями в связи с развитием третьего сектора в России и того контекста, который это развитие сопровождает.

Пилите, Шура

О политической деятельности

Во-первых, стоит зафиксировать ряд фактов, которые являются в буквальном смысле революционными: прежде всего – новое понимание политической деятельности, которое становится официальным и массовым. Философы и политологи могут сколько угодно спорить о том, что такое политика и политическая деятельность, но единственным фактом в этой сфере является мнение прокуратуры и ее конкретных сотрудников.

Например, по мнению прокуроров, иностранным агентом, занимающимся политической деятельностью, является подмосковная организация «Помощь больным муковисцидозом». Эти агенты раскрыли себя сами, записав в своём уставе, что стремятся «защищать права больных муковисцидозом через органы власти» (подробности здесь).

Пока, правда, еще не поступило разъяснений о том, является ли «политической деятельностью» представление интересов клиента адвокатами или просто иными частными лицами, например, по генеральной доверенности.

Также политической деятельность, как выяснилось, занимается социологический Левада-центр.

До сих пор эксперты считали, что «исследование политики не есть сама политика, как лечение болезни не есть сама болезнь», — сказал генеральный директор Центра Лев Гудков. Но сейчас «власти отождествляют иностранное финансирование с заговором против национальной безопасности», — отметил он.

Безусловно, решения прокуратуры нужно оспаривать и они будут оспорены. «Закон об НКО противоречит нормам международного права. Европейский суд может потребовать ввести международные санкции», — сказал Гудков «Новой газете».

К сожалению, анализ фактов культуры и сознания не позволяет рассчитывать на то, что заграница нам поможет. А значит, социологические исследования теперь тоже политическая деятельность — как и защита интересов больных и инвалидов в органах власти.

Политической деятельностью стал и мониторинг выборных процессов, который, например, осуществляла ассоциация «Голос». Заместитель директора ассоциации Григорий Мельконьянц сообщил, что 26 апреля прокуратура Москвы дала РОО «Голос» месяц на включение в реестр «иностранных агентов: «Отведенный государством срок для реакции на представление прокуратуры еще не прошел, и государство же в лице своего другого органа — Министерства юстиции — составляет протокол об административном правонарушении по тому же основанию, что противоречит здравому смыслу и лишает общественную организацию права на добросовестное устранение выявленных нарушений».

14 мая появилось сообщение, что Генеральная прокуратура признала еще три российские некоммерческие организации «иностранными агентами». После ряда проверок правоохранительные органы выяснили, что «Уральская правозащитная группа», Московская школа политических исследований и правозащитный фонд «Общественный вердикт» получают гранты из иностранных источников. И, вероятно, занимаются политической деятельностью?

Среди этих организаций выделяется Московская школа политических исследований: она занимается исследованиями, а значит, с точки зрения здравого смысла — не политической деятельностью. Но раз Левада-центр уже записали в политики, то и МШПИ можно.

Итак, революционная новизна ситуации заключается в том, что «представление интересов», «исследования общественного мнения» и «мониторинг политических событий» являются «политической деятельностью». И ведь нужно же что-то с этим делать и как-то с этим жить.

О благонамеренности и законопослушности 

Многие представители третьего сектора полагают, что если эволюционировать в сторону клубов филателистов, нумизматов и опекунов инвалидов и сирот, то тем самым можно обезопасить себя от зачисления в ряды политических агентов.

Сразу скажу – напрасные хлопоты. Я лично был членом совершенно официального московского клуба филофонистов (любителей музыки) в советские годы и не раз задерживался органами правоохранения  за «спекуляцию иностранными продуктами грамзаписи», — причем такой «спекуляцией» порой считался банальный обмен виниловыми пластинками иностранного происхождения, с добавлением (или убавлением) 10 или 20 советских рублей. А уж что делали с библиофилами, у которых находили ксерокопии произведений Александра Солженицина или даже ксерокопии некоторых вполне политически нейтральных дореволюционных авторов – страшно сказать.

Не поможет здесь ни филофонизм, ни филателизм. И даже забота о детях. Заботиться о детях и проводить субботники, похоже, теперь будут разрешать только проверенным в политическом отношении гражданам. И даже о природе заботиться позволят только доверенным лицам.

В Новохоперском районе Воронежской области чоповцы зверски избили экоактивистов, протестующих против добычи никеля. Как сообщает сайт защитников Хопра, конфликт произошел в понедельник вечером на Еланском никелевом месторождении, где начинает геологоразведку Медногорский комбинат.

Участники эколагеря подошли к металлическому забору с колючей проволокой, который, по их мнению, установлен незаконно. Сотрудники ЧОП «Патруль», открыв ворота, начали бить активистов, потом схватили трех человек, затащили за забор на огороженный участок, оттолкнув остальных активистов и полицию. Закрыв ворота, они коллективно избили активистов за забором, некоторых перекинув потом через двухметровый металлический лист ограждения.

Тем временем, Совет по правам человека при Президенте РФ сомневается, стоит ли принимать заявление в защиту НКО.

— Во вторник (14 мая. — Ред.) заканчивается голосование по заявлению, причем все члены совета должны проголосовать за. Если хоть один выскажется против, документ принят не будет, — рассказала «Известиям» накануне глава постоянной комиссии СПЧ по развитию НКО Елена Тополева-Солдунова.

Документ все же был принят. Первое слово в его названии — «рекомендации» (скачать документ в формате .doc). Но что мы можем в нем прочитать, понимая всю условную степень «рекомендательности» этого несколько странного органа при президенте?

Как выяснилось, ни одной из проверяемых организаций прокуратура не сообщила о том, какие именно нарушения законодательства со стороны НКО послужили основанием для проведения проверки. «Следовательно, по мнению Совета, указанные проверки проводились без должных правовых оснований», — говорится в документе.

В СПЧ отметили и другие нарушения. Например, в проверках участвовали государственные органы, не имеющие на то полномочий: «Прокуратура в нарушение закона подменила деятельность органов Минюста России».

Но дело в том, что такие квалификации, осуществленные СПЧ, не затрагивают главного в текущем погроме НКО.

Зачем и почему это происходит?

То, что я далее напишу, есть сугубо мое частное и субъективное мнение, которое не обязано совпадать ни с чьим другим. Но все же я его изложу.

Государство начинает финансировать «социально ориентированные НКО»? Начинает. Большие деньги идут от различных министерств и по линии т.н. «президентских грантов»? Очень большие.

Что нужно с ними сделать? Получить и распилить. Для этого будут создаваться квази-НКО при государственных структурах. А другие НКО – неважно, филателистические, аквариумические, инвалидские, муковисцидозные, сиротские – нужно убрать. Поляна должна быть зачищена.

Поэтому я боюсь того, что любые мимикрирующие под предлагаемый контекст действия НКО не приведут к их сохранению. Никакая «деполитизация» или отказ от слишком очевидной западной поддержки не помогут. Потому, что это все – только предлог. На место НКО идут распильщики бюджетных денег, и это — серьезные люди.

Только частные случаи и только личные контакты могут спасти НКО. Пока я так думаю. Хорошо, если – ошибаюсь.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий