«Не можем дать тебе семью, но подсунем игру»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Сейчас это модно звучит — организовать в детском доме коучинг: набрать тренеров, которые якобы помогут сиротам стать активнее и умнее, повысить уровень того, что понизила система. Что вам сказать: никакой новомодный коучинг, как и классический тренинг, не поможет вернуть ребенка на годы назад, отрефлексировать прожитые детские годы. Но только в эти годы ребенок мог набрать то, что ему будет необходимо завтра.

Взрослый и ребенок

Во-первых, все хорошо в свой срок и в меру, а коучеры не всегда понимают особенности сироты. Обращаются к нему, как к подростку, а он еще в младшей группе по своему личностному развитию. Ему навязывают новые идентификации, а он не отвечает — потому что не может. Но мода важнее личности, а значит в детских домах будут мазать флипчарты и вести командобразующие тусовки.

Могу сказать ответственно, посещая детские дома после модных коуч-тренеров: социальный заказ сироты они не выполняют. Вам кажется, что во время вашего занятия дети были возбуждены? Да им просто деваться некуда. Вот они и лезут на всех приходящих, как бы намекая что им необходима иная жизнь и участие. Им уже недостаточно игры в сильных и умных: они «состарились» в этой системе и становятся практически не обучаемы. И это не вина их, а беда. Они как одноразовый шприц заточены на одноразовую инъекцию знаний, на большее у них просто уже нет ни сил ни воли ни мотивации. Поэтому, конечно, их можно на время вовлечь в некий процесс яркими включениями, но лишь ненадолго: уже через десять минут после сеанса коучинга он такой же расхоложенный сирота, который опять начинает жить в своем отточенном системой мирке.

А что ему надо? А много чего.

За время пребывания в детском доме ребенок утрачивает самое главное — индивидуальный разговор, индивидуальный взгляд, а не блуждающий по головам взгляд сотрудницы детского дома. Это не может дать прибегающий и убегающий доброволец (пусть вне детского дома он и хороший коучер), у которого так же много личных проблем. В таком непостоянном контакте немногое можно получить. Между тем интенсивность получения знаний для сироты очень важна, ему надо получать их больше чем домашнему ребенку — заполняя пустоты, зияющие в его сознании. Нужно подтянуть знания в школе, помочь с самоопределением в будущей профессией и т.д. Направить силы на возврат в родную семью или найти новую.

Сироте важен значимый взрослый, который станет его другом на долгие годы, либо приемным родителем, который разовьет в нем сотрудничество, новые знания и границы восприятия и людей и мира. Нужен ценный труд, который дома выполняют мама и папа. Вот мы с женой падаем вечером без памяти в сон, так как наши дети (а их у меня четверо) берут свое, а мы им отдает свое. И именно в этом отдании и есть процесс, который позволяет ребенку становится личностью.

Другие формы общения выглядят даже как-то жестоко по отношению к ребенку: мы не можем тебе дать семью, но подсунем тебе игру, пройдя через которую, ты так и не поймешь зачем тебе то надо, зато нам это интересно. Ты сиротка сиди, а мы выльем на тебя то, что тебе возможно и не надо, главное, что мы рядом, а ты сидишь весь такой несчастный и внимающий. Главное мы рядом.

Пора понять, что детский дом — не место для всех и вся. Это место, куда нужно прийти один раз и навсегда, или не приходить вообще. Ребенок — тоже человек, а значит нужно уважать и его личное пространство и будущее — не подсовывать ему временные и суррогатные отношения. Все или ничего.

Ведь он так зависим от приходящих и уходящих. Не уходите. Будьте честно рядом, уважая непростую жизнь ищущего свой путь человечка. И это честно.

3 Comments

Add yours
  1. Яна

    Александр, с одной стороны, я поддерживаю. Но с другой стороны, у нас бывало, что детей усыновляли после нескольких посещений (3-5 посещений). Они приезжали простыми волонтерами (даже не думая о приемных детях), а потом принимали решение усыновить (и сейчас мы держим связь с ними). Вот бы соединить, чтобы потенциальные родители могли быть волонтерами. Пока по законодательству это недопустимо, к сожалению. Мне так и говорят, чтоб в команде волонтеров не было потенциальных усыновителей. А им как раз необходимо быть в команде волонтеров, как некий этап адаптации и профилактика возврата.

    • Гезалов Александр

      Яна.Это нечто другое..если бы НКО привозили будущих родителей а детский дом знал и хотел чтобы было сочетование интересов, тогда бы тимбилдинг отошел бы сам собой..а так задачи у НКО такой нет есть чес не более.Спасибо за комментарий.

Добавить комментарий