О журналистике, которой нет


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Миром рулит информация, и чем ее больше, а сама она — качественнее, тем и всего вокруг больше и качественнее. И наоборот.

На днях завершился всероссийский конкурс для СМИ, освещающих темы сиротства и семейного устройства сирот. Так вот — от федеральных СМИ была всего одна работа, причем от проекта, который делается на средства благотворителей. Радиопередача «Адреса милосердия» на радио «Маяк», иные информационные каналы просто проигнорировали конкурс. Мне, как человеку также пишущему о сиротах и понимающему всю важность просвещения, стало весьма худо, и я налег на чай и плюшки-ватрушки.

Журналист

Информация рулит. Так было всегда

А как член жюри могу сказать, что часто региональные СМИ — куда активней федеральных. Они действительно желают, формируя общественное мнение, что-то к лучшему менять вокруг. И зачастую такие СМИ де-факто работают в режиме общественных организаций, замещают их. Дело в том, что НКО слабы в информационных коммуникациях. Им важнее руками сотворить, нежели пошевелить сознание.

В общем же складывается весьма драматичный пазл – социальная журналистика в России не в чести, а значит ждать серьезных изменений в сознании общества и власти не приходится. А ведь без этого мы так и будем топтаться на месте и нависать над проблемами семей и детей.

Незнание проблем порождает проекты, которые не соотносятся с потребностями социальных групп. Есть, например, сейчас такой тренд — открывать кризисные центры по любым вопросам. Но такой формат помощи социальному клиенту может купировать в самом клиенте желание преодолевать трудности. Один кризисный центр — хорошо, два — неплохо, а когда ими утыкана вся страна — уже плохо.

Но кто об этом знает или расскажет? СМИ не желают рассказывать о реальных проблемах и потребностях. Иногда потому что это кажется журналистам неинтересно или действительно мало волнует читателей, иногда — чтобы не входить в конфликт с властью.

В итоге социальные проекты сводятся к принципу: главное нагородить огород, а уж будет там урожай или не будет — не так важно.

После последних событий, когда усыновление российских сирот запретили американцами, а кое-где вообще любым иностранцам, в обществе и СМИ проснулся интерес к этой теме. Вот здесь бы и отписать ее со всех возможных сторон. Рассмотреть проблему под всеми возможными углами: ссылка на то, что тема никому не интересна, уже не работает.

Но как ни странно, информация в наших СМИ стала еще более однобокой и свелась только к новостному формату. Яркое название, связанное с проблемами же сирот, а далее сводка МВД или отклики соседей по месту проживания героя. Точка. Такое ощущение, что в редакциях даже не пробовали разработать никакой информационной политики в освещении темы сиротства. Темы, которая на несколько месяцев стала топовой.

Общественники также никак не реагируют на провалы информационных кампаний на социальные темы. Молчат или говорят не о том. Или пользуются все той же отговоркой: да это все равно никому не интересно. Общественники, ау! Не молчите! Вы хотя бы чаще и ярче расписывайте социальный трафарет в своих блогах и аккаунтах, только не молчите! Пожалуй, лишь психолог Людмила Петрановская не молчит, а все остальные экспертные мнения представлены в скудных количествах.

Большинство людей, в том числе и среди журналистов, видят мир из окна собственных мониторов. А в этих мониторах — ничего.

9 Comments

Add yours
  1. ян

    Откровенно говоря, связываться с ПГМ-хамом Гезаловым не хотелось бы даже в рамках сидения на одном поле,не говоря уже о его участии в качестве эксперта при оценке тех или иных работ.

  2. Elina Efremova

    Ой, не обобщайте. Псковское областное отделение Российского детского фонда пишет, и много пишет, и говорит, а иногда и кричит (и «руками делать» успевает, и «сознание будоражит»).
    Общественник общественнику рознь…

  3. Галина

    Добрый день!
    Согласна, что пишут много, а путей решения не предлагают. Каждый делает, что хочет и как себе это представляет. И каждый думет, что правда на его стороне. Нет стратегии и ясного понимания, что и как надо делать, чтобы не навредить детям. Нужна программа, разработанная специалистами и чтобы фонды, которые работают с детьми обучались и работали по этой программе.

  4. А. К.

    Товарищ! Не надо путать нежелание участвовать в конкурсах и отсутствие интереса к проблеме. О детях, сиротах, усыновлении и тд пишут столько, что я только закладки успеваю ставить.
    А вот на конкурс людям выходить некогда. Да и неинтересно. Вот зачем людям на него идти? Чтобы вы его провели?

    • Гезалов Александр

      Все что я читаю про сирот за год, просто отстой. Нормальных материалов весьма мало. Все чаще либо побеги, либо разбои сирот.Глубоких материалов лично видел мало, так как часто как эксперт эти работы отсматриваю.Так что в ваших закладках просто джинса, не более. Для глубины надо сердишко иной раз подключить. Как то так. Деушка

  5. Matvey Masaltsev

    Верхи не могут, низы не хотят. Общественники не рассказывают, журналисты не докапываются. Мне кажется, об этом говорят уже лет эдак много. Но качественно ничего не меняется. Вероятно, разговоров тут недостаточно

Добавить комментарий