О волонтерах, но в новом ключе — «Care for care givers»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Автор — [ljuser]artdm[/ljuser], опубликовано в сообществе [ljcomm]semya_dla_detey[/ljcomm].

Тема волонтёрства даже в волонтёрской среде рассматривается по-разному и не имеет общего понимания. Каждый по своему усмотрению понимает миссию, цели, задачи, методы, подходы, целевые аудитории, направления, средства, объекты и субъекты волонтёрства, способы сотрудничества и взаимодействия в среде и обществе в целом. Общая рациональная координация, практически отсутствует.

Предлагаю вашему вниманию некоторые соображения на тему «Помощь помогающим», в том числе, как одно из направлений изменения существующих методов волонтёрства и как подготовительную квалификационную ступень.

Волонтеры. Фото Татьяны Зубковой. ИА "Живая Кубань"

Волонтеры. Фото Татьяны Зубковой. ИА «Живая Кубань»

Предположим, что «помогающий» — это и есть наш любимый «волонтёр». В среде обращения волонтёров, несмотря на практическое отсутствие самого явления, тем не менее, существует его название: «Care for care givers», «Help for helpers» или проще — «Помощь помогающим«. Суть банальна — но реализуется крайне тяжело (почему-то). Когда общаешься, или сталкиваешься где-то с этой темой, основным, и, пожалуй, единственным направлением оказания помощи подразумевается «лечение». У волонтёра случилось «выгорание» — надо помочь, посоветовать сходить к психологу, сделать перерыв, бросить наконец благотворительность и заняться личной жизнью, или тянуть лямку до конца. Каждый советует, что ему ближе. Если случается «прокол» в делах волонтёра — сразу находится 100500 советчиков, как надо было делать правильно. Могут ещё посочувствовать, пригрозив нерадивому благодетелю «дубинкой» или пожурить снисходительно. Конечно, со стороны видней и личные ошибки отсутствуют. Удачи же и успехи волонтёра хоть и бывают порою заметны и отмечены публикой, но бывают и такие, о которых можно лишь догадываться по косвенным признакам, или которые проявятся лишь спустя многие годы.

Относительно недавно, уже обдумывая идею, обратил внимание на то, что почти каждый новый волонтёр почему-то рвётся на передовую, в самую горячую точку. Если хочется помочь сироткам — так надо сразу ехать в ДД, интернат и сразу общаться с детьми. Хотя начинать можно было бы с чего-то по-проще. Хочется помогать больным деткам — так сразу на ум приходит онкология. Хотя заболеваний, и не столь тяжёлых, и больниц тоже хватает. А ведь, детям помощь не только в ДД и больницах нужна. Странно. Почему хирургов никто не пускает «не глядя» за операционный стол, а требует годы теоретического обучения, практики наблюдений, ассистирования, аттестации, и лишь в конце его допускают к непосредственной практике. Почему же с волонтёрством наоборот? Или «прилетевшие на волне благодатной» волонтёры не могут «дров наломать» в ДД или больнице? Вопрос не раз поднимавшийся, но каждый раз, как волны о скалу, разбивающийся о железный аргумент: «Так кто ж учиться будет, если за это не платят? Скажи спасибо, что хоть так помогают». Но всегда ли, часто ли, подобная «помощь» заслуживает благодарности?

Необходимость «хоть какого-то обучения, подготовки» волонтёров многие признают, но при вопросе «Как?» развитие темы останавливается. За время общения с моими детьми неоднократно, я бы даже сказал часто, приходилось сталкиваться с вредным влиянием волонтёров. Что с ними делать — вопрос риторический. И в больнице и в ДД, как такой же посторонний человек, повлиять на ситуацию с волонтёрами и на самих волонтёров возможности практически никакой.

Так вот. В последнее время отойдя от активного волонтёрства на передовой, изредка помогал другим волонтёрам. И в какой-то момент пришла мысль, что, пожалуй, в этом и есть один из способов обучения волонтёрству. Когда сперва ты помогаешь уже состоявшемуся, будем так говорить, волонтёру. Общаешься в среде, наблюдаешь, видишь рутинную, закулисную помощь. Видишь проблемы и обратную сторону «героической деятельности». Взвешиваешь лично для себя все «за» и «против». И уже набравшись опыта, сознательно принимаешь решение и переходишь к непосредственному общению.

Несколько слов относительно отсутствия материальной заинтересованности волонтёров, как негласного основного препятствия их обучению. Не думаю, что причина здесь в деньгах. Скорее наоборот, нежелание учиться выступает очередным подтверждением отсутствию материального мотива. Кто-то в поисках «новенького» решает заняться волонтёрством и уже через день чертыхаясь бросает. Кому-то достаточно месяца, двух, кого-то хватает на несколько лет. Но лишь единицы остаются в этой области, занимаясь бескорыстно и имея сторонние источники дохода. В то же время значительная часть прежних волонтёров меняет своё отношение, свою роль в оказании помощи, например, переводя деятельность на профессиональную основу (работу в фонде). Основная же масса волонтёров кто раньше, кто позже, выгорев, оказываются на обочине. В чём заключается традиционная «помощь» мы говорили выше.

Прерывая нескончаемый поток мысли подведу некоторый итог. Во-первых — приходится признавать, что без внешнего влияния, без явной необходимости сами (потенциальные) волонтёры не будут желать учиться. Во-вторых — среди тех, кто имеет достаточный опыт и разбирается в теме, к кому я обращался с предложением, не встретил ни одного заинтересованного. Да, все соглашаются с существованием проблемы неподготовленности волонтёров, но делать ничего не хотят, т.к. «смысла нет, всё-равно ничего не изменится, людей не переделаешь, хочешь, вот и делай сам и т.д.» В-третьих, всё же надеюсь, что кого-то заинтересует эта тема, и найдутся люди, которые реализуют программу квалифицированного образования волонтёров. Ведь на самом деле, это вполне реально, и несомненную пользу принесёт не только детям (подопечным), самим волонтёрам и их семьям, но и обществу в целом. Подождём, увидим ).

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий