Сложности привлечения пожертвований в фонды целевых капиталов
Несмотря на популярность идеи создания фондов целевых капиталов, руководство ряда университетов задумывается о целесообразности их создания. В определенной степени это обосновано наличием сомнений по возможностям привлечения пожертвований от доноров.
Как же объясняют успех в привлечении пожертвований те фонды целевых капиталов ведущих российских университетов, которые привлекли десятки миллионов рублей? В первую очередь тем, что у них особые выпускники. Действительно, желание осуществлять пожертвования со стороны выпускников обусловлено разными факторами и в том числе репутацией университета, качеством полученных знаний, заинтересованностью руководства университетов в развитии и внедрении инновационных подходов к управлению и т.д.
По результатам опроса руководителей фондов целевых капиталов становится ясно, что значительные усилия в привлечении пожертвований от доноров были приложены в начале деятельности; со временем активность по привлечению доноров чаще всего снижена по различным причинам.
В качестве основных причин, которые оказывают негативное влияние на привлечение пожертвований в фонды целевых капиталов, участники рынка отмечают следующие:
— конфликты интересов в организационной структуре университета;
— отсутствие стратегии развития фонда целевого капитала;
— установление завышенных целей по привлечению пожертвований;
— отсутствие реальной заинтересованности у первых лиц университетов;
— недостаток ресурсов и времени на осуществление фандрайзинговой деятельности;
— отсутствие комплексной работы по взаимодействию с донорами;
— неточность в определении мотивов пожертвований и использования дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал;
— отсутствие благодарностей для доноров.
Фактически все перечисленные проблемы приводят к «разрывам» во взаимоотношениях с потенциальными донорами. Как видно из выше представленного перечня, большинство из них не связаны с фандрайзинговой деятельностью. Это проблемы управления, вызванные в первую очередь отсутствием системного подхода к стратегическому планированию деятельности фонда целевого капитала, недостатком развития культуры благотворительности и отсутствием желания поддерживать взаимоотношения с донорами.
Поэтому необходимо разделять проблемы, связанные с фандрайзингом, и управленческие проблемы. Если руководство университета не использует кампании активного обращения к потенциальным донорам за пожертвованиями, то это не следует рассматривать проблемой фандрайзинга.
Основой успеха фандрайзинговой деятельности является команда профессионалов. Но не один фандрайзер не решит управленческие проблемы. В качестве решения можно рассматривать привлечение профессионального фандрайзера, но при отсутствии культуры благотворительности и поддержки со стороны руководства результаты деятельности такого специалиста могут не принести ожидаемого результата.
В идеале для осуществления фандрайзинговой деятельности необходимо формирование профессиональной команды не только фандрайзеров, но и волонтеров, вовлечения сотрудников различных подразделений в фандрайзинговые кампании, привлечение студентов к фандрайзинговой деятельности, т.к. в будущем они смогут стать донорами университетов.
В противном случае наблюдается следующая ситуация. Ведущие университеты России создали фонды целевых капиталов, привлекли пожертвования, передали средства целевых капиталов в доверительное управление управляющим компаниям. А какой результат? Ежегодная доходность от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, составляет 6,5-12%. Но лишь малая часть университетов в России с целевыми капиталами имеет достаточный доход для финансирования деятельности. Это происходит из-за недостаточного объема привлеченных пожертвований в фонд целевого капитала, что в конечном счете тормозит развитие университетов и формирует неудовлетворенность в этом инструменте как у руководства университетов, так и исполнителей, а более того у доноров.
С нашей точки зрения, управляющим компаниям стоило бы вовлекаться в процесс фандрайзинга, т.к. от этого зависит напрямую и эффективность ее деятельности.
ЗАО УК «РВМ Капитал»
+ There are no comments
Add yours