Кривая кулинария


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Этот мой текст лишь кажется узкоспециальным. Я рассказываю не только об отдельных нюансах работы с детьми-сиротами, но еще и о том, как неверно поставленные задачи мешают достичь искомой цели (бывает и клинический случай — неверно выбранная цель). Это уже глобальная проблема большинства российских НКО, а не только тех, что занимаются адаптацией детей-сирот. 

Часто приходится видеть радостные доклады о том, как силами добровольцев реализуется проект по обучению сирот умению готовить: резать салаты, варить супы, делать пироги. Иногда даже в рестораны вывозят, где кулинарное занятие проводит шеф-повар. Цель благая и действительно важная — дать детям навыки правильного и здорового питания, которые они могли бы применить по выходе из детского дома.

Обучение сирот приготовлению пищи

Научить сирот готовить — это хорошо. Но совершенно бесполезно, если не научить их использовать этот навык.

Однако чаще всего, выйдя из этих самых стен, сироты напрочь забывают все кулинарные навыки и на завтрак, обед и ужин заваривают себе дошираки. Они не только сами себе не готовят, но и столовую посетить не в состоянии — стесняются и лень. Так куда пропадает память о прекрасных кулинарных курсах, которые совсем недавно организовывали для них энтузиасты и сотрудники детских домов?

Одна из основных причин до смешного проста. Детей кормили в детском доме, и они привыкли к тому, что еда всегда на столе. А когда их все-таки попробовали научить самостоятельно нарезать морковь, забыли рассказать, как эту морковь добыть. Дети из детского дома не понимают, что ингредиенты нужно закупить, не знают, как определить их качество, не умеют сориентироваться в цене и рассчитать, сколько и чего нужно приобрести на определенный срок. Даже где и сколько хранить. А ведь организация системного питания начинается с этих базовых навыков, а вовсе не с уроков от шеф-повара. Семейные дети получают такие навыки в семье же — участвуя в организации домашнего быта или хотя бы наблюдая за ней. У детдомовцев этого опыта нет — потому что нет семьи.

Добровольцы встают на те же грабли что и детский дом — слишком многое делают вместо ребенка. Ребенок включается в обучение уже на финальной стадии, когда ему привезли продукты, ножи и радостно все порубили. Воспитатели в детском доме это делают в привычных бытовых комнатах, добровольцы часто там же, — а если и за их пределами, то лишь территориально, но не по смыслу.

Развить базовые навыки в подростке за год-другой его подготовки к взрослой жизни ни у кого не получится. Скорее всего, не получится и объяснить, что это крайне важно, что не стоит лениться и так далее. Базовые навыки нужно развивать с самого раннего входа ребенка в систему детских домов. Причем — не искусственно, делая это все в той же цикличной системе, а выводя его за порог детского дома, развивая в нем самостоятельность и понимание ответственности за свое здоровье.

Привыкнув к порционной жизни, потом крайне сложно лично воспроизводить знания и навыки, которых к тому же и нет. Для этого необходима и длительная практика, и включенность ребенка в ритм самообслуживания. Такое в наших детских домах встретишь довольно редко, нет такой задачи, а добровольцы работают поверхностно. Некогда я даже предлагал ввести в детских домах иную систему самообслуживания, без готовых супов и салатов. Хотя бы «шведские столы» организовать. Но системе проще наварить в большом баке еду на всех и не думать – как будет жить выпускник детского дома потом, без добрых детдомовских поваров и кто будет накрывать на столы, не будучи дежурным по столовой.

Чтобы иначе воспитывать сирот, нужна совсем другая работа всей системы, нужны другие навыки у персонала. Обучить персонал новым обязанностям – готовить детей-сирот к самостоятельной жизни через реальную практику и разноуровневые включения во внешнюю среду — тоже базовая потребность.

Нужно, чтобы выпускник не бежал на подкормку в детский дом, а мог сам решать возникающие трудности, в том числе связанные с правильным и качественным питанием. От этого навыка — быть самостоятельным — зависит и будущее сироты, и будущее его семьи и детей.

Без всего этого кулинарные курсы, скажем так, малоэффективны.

Вот проблема этой программы и всех подобных — нет глубины, нет понимания будущей жизни сироты в новых пространствах. Нет представления о том, что совместный труд приводит к качественным изменениям не тогда, когда выглядит красиво в глазах спонсоров, а когда содержательный по сути. Правильно отстроенный, четко исполняемый. И только тогда мы дадим нужные знания для успешной адаптации выпускников детских домов.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий