Как экономить свои ресурсы с умом


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В России старые вещи принято выкидывать. Самые продвинутые жители мегаполисов, которые иногда отдают какие-либо отходы в переработку, тут ничем не отличаются от остальных, кому в принципе наплевать. В переработку идет незначительное количество конечных отходов (бумага, автошины и пр.), в то время как то, что можно заново пускать в экономический оборот, отправляется куда?

kirpputori

Правильно, старые вещи или предметы обстановки вообще принято относить на помойку. А там уже бомжи проведут первичный анализ и экспертизу ценности. И в самом лучшем случае как правило одежда отправится на дачу или родственникам победнее. Единицы сдают поношенное благотворительным организациям.

Но такая модель перестает работать даже в построенной на добыче природных ресурсов экономике. Хорошо, мы не экономим ресурсы, но отходов то со временем становится слишком много. Москва, Подмосковье и крупные города уже столкнулись с отстрой нехваткой площадей под полигоны для коммунального мусора. Жить рядом с мусоросжигательным заводом тоже готовы далеко не все.

Экологические проблемы от свалок в деталях описывать нужды нет. Стоит только напомнить, что в сравнении с похожими на нас природными условиями странами европейского Севера или Канады в России количество полигонов твердых бытовых отходов гигантское. Располагаются они обычно около городов в лесном массиве или на заброшенных полях, в буквальном смысле отравляя природу.

Ввиду надвигающегося экономического кризиса нужно конечно срочно менять подход: купил, попользовался, выкинул. Только так, на счет раз-два оно вряд ли получится.

Но выход все равно есть. Он достаточно прост. Вводить во вторичный оборот те же вещи должно быть выгодно.

Я увидел его в Финляндии. Называется kirpputori. На русский переводится как «комиссионка», однако перевод этот очень примерный. А образовано слово от  «блоха», что указывает на родство этого вида торговли с блошиными рынками.

В таком магазине торгуют бывшими в употреблении вещами, но за цены, назначаемые самими продавцами. Вы как владелец того или иного не нужного предмета идете в эту комиссионку, и выставляете там на индивидуальной полке свой товар. Если соотношение цена-качество хорошее, вашу вещь купят. Ведь кроме прочего в этой смеси комиссионки с блошиным рынком есть место для азартного поиска качественного товара по минимальной цене.

Нечто подобное в России есть кажется только в Москве. В центре Artplay магазин «Своя полка». Но это место для продвинутой столичной публики вроде хипстеров. И ассортимент тут соответственно узкий: модный винтаж. С народными kirpputori, разбросанными по всей стране и близко не сравнить.

В Финляндии на 100 тысяч населения приходится не менее 3-4 kirppis («блошек») как их тут уменьшительно называют. В блошках есть буквально все, что может понадобиться дома, одежда, обувь, техника, винтаж и даже немного антиквариата.

На блошках отовариваются все слои финского общества. Это выгодно и экономично: товары возвращаются в экономический оборот, а не идут на свалку, владельцы возвращают часть стоимости покупки за счет вторичной продажи, а покупатели с похудевшими в кризис кошельками имеют возможность приобрести вещь со скидкой.

И да, в такой форме ресурсосберегающей торговли нет ничего такого, что не позволяло бы адаптировать ее в России.

1 comment

Add yours

Добавить комментарий