Почему студенты 90-х — потерянное поколение для фандрайзинга


В условиях активных социальных и экономических процессов современная образовательная система в России претерпевает значительные изменения. Изменения обусловлены усилением конкуренции на рынке образовательных услуг, сокращением бюджетных расходов, повышением требований к эффективности функционирования вузов, изменением законодательной базы, реорганизацией неэффективных вузов за счет их слияния или присоединения и т.д.

Об авторе

Феликс Блинов — управляющий директор ЗАО УК «РВМ Капитал»

Новый подход к стратегии развития образовательной сферы, предоставление статуса автономности вузам, имеющим государственную аккредитацию, сокращение объема бюджетного финансирования деятельности вузов приводит к острой необходимости поиска дополнительных источников средств. Финансово-экономические показатели деятельности вуза становятся главными критериями в определении его эффективности и конкурентоспособности на рынке, способности осуществлять экспорт образовательных услуг.

Постепенно всё больше отечественных вузов положительно воспринимают идею и ведут работу в направлении создания эндаумент-фондов. Рынок целевых капиталов растет высокими темпами. Появляются новые участники и среди них не только вузы, но и музеи, школы, медицинские учреждения. Но далеко не все вузы понимают, что же делать дальше. Как и чем наполнять эндаументы? Не стоять же с протянутой рукой возле офисных центров, где работают их бывшие студенты.

И тут на первый план выходит неожиданная проблема – в большинстве вузов, преимущественно региональных, вообще не ведётся  работа с выпускниками. Время от времени бывшие школяры сами инициируют встречи, собираются своими группами, вспоминают былое, но всё это происходит, увы, в отрыве от вуза и далеко за пределами его стен. Такое понятие как «ассоциация выпускников» встречается, к сожалению, лишь в крупнейших вузах двух столиц и в единичных случаях — в крупных региональных вузах.

Все понимают, что целесообразность деятельности ассоциации выпускников состоит в том, что она является необходимой базовой площадкой для взаимодействия с выпускниками с целью привлечения пожертвований в будущие фонды целевых капиталов. Однако этой работой надо заниматься регулярно, планомерно, серьёзно. Нужны специальные структурные подразделения, которые бы могли качественно выполнять её.  Ведь именно наличие такой ассоциации в вузе является индикатором возможности создания эндаумент-фонда для привлечения денежных средств от выпускников.

В реальности огромный пласт потенциальных жертвователей для вузов потерян. Я говорю о студентах 90-х. По идее как раз они и являются наиболее перспективной группой в разрезе работы с потенциальными донорами. Именно это поколение сейчас находится на самом пике профессионального роста. Еще молодые, но уже добившиеся определённого финансового, карьерного и социального статуса. В большинстве своём именно они занимают в настоящее время активную жизненную позицию, принимают участие в политической экономической и социальной жизни страны. Они должны быть той самой элитой вузовских ассоциаций выпускников, которая поддерживает свой родной вуз. А на деле, по словам самих вузов, мало кто из них хотя бы время от времени приходит в вуз, не говоря о том, чтобы помогать ему.

90-е_2

Выпускники 90-х в этом не виноваты. На их долю пришлась сложная политическая ситуация в стране. Сфера образования в 1990-х гг. в России находилась в тяжелом положении. Образовательные программы не отвечали требованиям рынка, происходило разрушение образовательных стандартов, большинство отраслей экономики находилось в упадке, спрос на технические специальности резко сокращался, превалировали устаревшие технологии обучения и коррупционные схемы аттестации студентов и др. Многие выпускники той эпохи вынуждены были получать дополнительное образование в России или за рубежом. Сегодня вузы  потеряли возможность взаимодействовать с выпускниками поколения 90-х. Утрата связей и отсутствие контактов, негативный опыт прошлого являются основными барьерами со стороны выпускников в желании оказывать помощь вузам.

Чтобы не допустить такого колоссального провала в общении с поколением-NEXT, вузам необходимо серьёзно пересмотреть своё отношение к работе со студентами и выпускниками, недавно получившими диплом. Работать с ними нужно уже сейчас. Они в прямом смысле являются будущим отечественной образовательной сферы.

Расширяя наше присутствие на рынке целевых капиталов, мы общаемся с большим количеством вузов, проводим собственные исследования, оказываем методологические рекомендации. Недавно мы решили осуществить совместно с Высшей школой экономики проект по отбору идей и составлению бизнес-плана разработок, которые могут способствовать сбору средств от выпускников в фонды целевого капитала и поддержанию их контактов с вузом. Проект осуществляется в рамках конкурса предпринимательских проектов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Мы выделим грант командам, чьи идеи, на наш взгляд, могут быть применимы на практике и помогут привлекать средства на развитие вузов. Пока мы находимся на стадии сбора заявок, но уже сейчас нам ясно, что наши номинации вызвали интерес. Это означает, что современным студентам и молодым специалистам небезразлична судьба их вузов.

До конца приёма заявок осталась одна неделя. Спешите принимать участие. Может быть для полноты картины нам не хватает именно вас!

Сайт конкурса www.rwmcapital-hse.ru

ПРАЙМ

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий