Фандрайзинг как сервис


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

FAAS

Об авторе

Феликс Блинов — управляющий директор ЗАО УК «РВМ Капитал«

За последние несколько лет российские инвесторы в поисках новых интересных возможностей всё больше проявляют интерес к сектору венчурных инвестиций. Появились крупные площадки для общения потенциальных инвесторов и инициаторов проектов. Развитие российской венчурной индустрии поддерживается государством. Создаются такие структуры как, например, Фонд Развития Интернет-Инициатив (ФРИИ). Ведущие бизнес-инкубаторы активно привлекают представителей бизнес-структур, инвестиционных фондов, высокотехнологичных компаний и органов власти к отбору молодых, наиболее талантливых и успешных предпринимателей.

Эксперты УК «РВМ Капитал» с начала этого года в рамках различных мероприятий отсмотрели порядка 1000 проектов. Далеко не все они по-настоящему инвестиционно-привлекательны, а некоторые, по моему мнению, даже нельзя применить на практике в ближайшие несколько лет. Я сам, выступая в качестве ментора в крупных конкурсах стартапов, сталкивался с такими проектами. Они необычные, но для их реализации требуются глобальные изменения в той области, где предполагается их применение.

Вообще, участвовать в конкурсах инновационных проектов для нас, как для потенциальных инвесторов и интересно, и полезно, т.к. мы активно развиваем направление венчурных инвестиций. Быть в гуще событий, «вариться» в этой среде просто необходимо, чтобы иметь непосредственное представление об основных тенденциях развития отрасли, о том, какие идеи, какая сфера наиболее популярна у стартаперов.

Очень радует тот факт, что молодые предприниматели активно пытаются развивать не только популярные сферы информационных технологий, электронной коммерции, игр, но и прикладывают свои усилия на поприще благотворительности и социальных проектов, которые потенциально могут способствовать улучшению уровня и качества жизни, направлены на решение социально значимых проблем. Отсматривая такие проекты, нам пришла в голову идея способствовать, насколько это возможно,  развитию направления именно социальных инноваций.

Одной из проблем, остро нуждающихся в решении, является проблема привлечения средств в вузовские фонды целевого капитала. Подумав о том, как мы можем помочь продвижению фандрайзинга в вузах, мы решили обратиться непосредственно к существующим и потенциальным донорам – т.е. к студентам и молодым специалистам, недавно получившим высшее образование. УК «РВМ Капитал» в партнёрстве и при поддержке Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) объявила две собственные номинации в рамках конкурса проектов инновационного предпринимательства, который  НИУ ВШЭ успешно проводит уже четвёртый год подряд. Участникам конкурса, подающим заявки на наши номинации, предлагалось придумать идею и в дальнейшем разработать бизнес-план проекта, способствующего увеличению пожертвований в пользу университетов, а также установлению  и поддержанию двусторонней коммуникации с донорами.

Одним из проектов, который нас очень заинтересовал и который стал победителем – является проект Fundraising as a Serviсe (FAAS). Команда FAAS, проанализировав различные источники и рассмотрев существующие подходы к сбору средств, пришла к выводу, что основная задача в процессе фандрайзинга – это формирование знания о потенциальных донорах, о том, кто эти люди. Суть сервиса состоит в сегментации выпускников вузов по группам с использованием методов big data анализа и построении индивидуального плана взаимодействия с каждым из выявленных сегментов.

«Все это требует соответствующих технологий и инструментов, которые, как правило, не известны в вузах, — рассказал Владислав Тарнопольский, руководитель проекта. — При этом в области цифрового маркетинга, включая маркетинг в социальных сетях (SMM) уже активно применяются технологии и методы эффективного анализа, сегментации и коммуникации с широкой и разрозненной аудиторией, основываясь на неполных данных. Сюда входят такие технологии, как составление профилей аудитории, сегментация, A/B тестирование рассылок, анализ конверсии».

Команда проекта заметила, что эти технологии практически не упоминаются применительно к фандрайзингу даже западными компаниями, оказывающими соответствующие услуги. Как правило, их предложение заключается в планировании кампаний, проведении мероприятий и изготовлении символики, т.е. это преимущественно оф-лайн решения. «Наше видение сервиса – это преимущественно он-лайн решение, использующее огромный доступный объем цифровых данных и современных способов коммуникации, — комментирует Владислав Тарнопольский».

Предлагаемый ими сервис состоит из нескольких процессов, которые формируют основу продукта. Они автоматизируют полный цикл работ по выявлению целевых групп и взаимодействию с ними. Вузам остается только координирующая функция и содержательная работа по управлению сервисом.

В России в настоящее время вообще отсутствуют компании, предлагающие организацию процесса фандрайзинга как сервиса для вузов. При этом, потребность уже сформировалась. Достаточное число крупных вузов уже запустили свои эндаумент фонды, другие планируют сделать это в ближайшем будущем. Более мелкие вузы, которые не планируют создавать эндамент фонды, все равно могут быть заинтересованы в поддержании коммуникаций с выпускниками (донорами), в том числе для целевых пожертвований. Исходя из этого, команда FAAS видит российские ведущие вузы и бизнес школы — как основной рынок для их сервиса.

Как и любой стартап проект — FAAS имеет слабые стороны и некоторые риски, среди которых я бы отметил необходимость значительных усилий для продвижения нового продукта в вузах, а также риск изменения законодательства в области фандрайзинга. Однако, отсутствие конкуренции на зарождающемся рынке, перенесение успешного опыта и технологий с динамично развивающихся областей (FMCG) на более консервативную область образования, относительно большой объем потенциального рынка, а также весьма низкая вероятность того, что вузы сами разработают и предложат подобный сервис – делают его привлекательным. Методы big data анализа только набирают обороты, и я уверен, что в них скрыт огромный потенциал для развития бизнеса.

В этом проекте нам понравилось, также и то, что команда основательно подошла к анализу имеющейся информации по теме фандрайзинга. Ребята проделали большую работу. Думаю, что после качественной проработки бизнес-плана, команда FAAS сможет успешно превратить свою идею в бизнес, ведь сбор и структурирование данных — big data анализ, нужен буквально во всех отраслях, где есть большой объём информации и в перспективе сервис можно применять не только в сфере фандрайзинга. Мы, в свою очередь, совместно с НИУ ВШЭ, будем активно помогать команде проекта реализовать его.

Сейчас, с нашей подачи и при нашей активной поддержке, команда проекта взаимодействует с вузами и руководством фондов целевых капиталов для подготовки глубоко проработанного маркетингового анализа. Это позволит подойти к разработке их продукта с позиций реальной ситуации на рынке целевых капиталов. Именно знания, опыт и мнения, полученные из первых рук, помогут им сделать то, что нужно вузам.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий