И все-таки я верю


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Президент подписал закон, расширяющий перечень оснований для внеплановых проверок НКО. Обозреватель «Филантропа» Адрей Сучилин перечисляет зловещие признаки очередной волны давления на НКО и расказывает о том, почему все это НЕ приведет к зачистке некоммерческого сектора.

ужесточение закона об нко

Пытаться прогнозировать ситуацию, тем более, в России – занятие неблагодарное. Прогнозы, созданные на основе тщательнейшего анализа различных данных и тенденций, часто не сбываются, причем по совершенно разным причинам. Например, потому что в последнюю минуту уже после написания таких прогнозов происходит что-то, чего никак нельзя было ожидать. Или потому, что генерал Петров, полковник Иванов и лейтенант Сидоров, которые должны были стать ответственными исполнителями угаданного прогнозистом тайного плана, напились и стали плясать вприсядку.

Зловещие признаки

Президент России Владимир Путин подписал закон, расширяющий перечень оснований для внеплановых проверок некоммерческих организаций. Документ опубликован 24 февраля на официальном интернет-портале правовой информации.

Теперь основанием для такой проверки может стать истечение срока, установленного для устранения нарушения, а также обращения и заявления не очень понятного круга физ- и юрлиц в уполномоченные органы — если в этих обращениях утверждается, что организация занимается экстремизмом.

А в июля 2013 года генпрокурор РФ Юрий Чайка на выездном заседании Совфеда в Петербурге обнаружил иностранных агентов в ближайшем окружении самого В.В.Путина. Он заявлял: «Установлены отдельные факты вовлечения в деятельность НКО, по сути, выполняющих функции иностранных агентов, высокопоставленных государственных служащих, представителей политических партий, а также государственных учреждений».

Юрий Чайка утверждал, что представители агентских НКО входят и в состав Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека. «На сегодня, (туда) входит четыре представителя НКО, выполняющих функции иностранного агента, и три — НКО, выполнявших эти функции до вступления закона в силу», — сказал он.

Реакция НКО

Сейчас многие наши коллеги говорят о том, что государство и власть еще сильнее надавят на НКО, которые после «закона об иностранных агентах» и прокурорских проверок и так уже оказались в непростой ситуации. Например, «Филантроп» публиковал сомнения и опасения экспертов в связи с подготовкой и принятием закона о новых основаниях для проверок НКО. Называлась статья буквально так: «Когда закон заработает, тысячи НКО исчезнут».

О «Благотворительности без СМИ» писал недавно Александр Трифонов, справедливо отмечая, что «почти все ведущие и более-менее независимые от государства СМИ подверглись зачистке. Благотворительному сектору по-видимому стоит готовится к тому, что его деятельность не будет освещаться в СМИ также подробно, как в последние несколько лет».

Многие эксперты считают, что этим тенденциям есть много причин. Находят связь и с событиями на Украине, и с общим нарастанием авторитарно-тоталитарных настроений в России. Многие уверены, что НКО в скором времени также подвергнутся зачистке.

Во что я верю и во что я не верю

Так вот. Я в это не верю. Точнее, я считаю, что опасения обоснованы, что тенденции давления на НКО очевидны, к тому же, местные власти часто стараются бежать впереди паровоза и еще более усугубляют ситуацию. Но.

Во-первых, мы имеем дело с очень жадным и ленивым государством. В том смысле, что если оно может что-то не делать и за что-то не платить, оно обязательно так и поступит. Если уж оно открыто объявило, что собирается прекратить заниматься социальной сферой и перевалить социальную политику на плечи бизнеса и НКО, оно так и сделает. НКО нужны, необходимы государству, чтобы свалить на них заботы об образовании, здравоохранении, помощи слабым и хворым и прочим бесполезным государству элементам.

Во-вторых. Если государство обременит социальными заботами только бизнес, а все НКО укокошит, то у бизнеса нижняя часть спины определенно треснет. Нигде, никогда и ни почему бизнес не занимался социальными программами соло и без ансамбля. Нужны эксперты, нужны инициативы, нужны знания, нужна гражданская активность и еще множество факторов, вещей и процессов, которых у бизнеса нет и в которых он заинтересован только в смысле КСО (корпоративной социальной ответственности). Но вовсе не потому, что это – его исключительная миссия и призвание.

В-третьих, российское государство в настоящий момент движется в пяти-шести противоположных направлениях одновременно. Оно должно быть совершенно вне себя и в полном шоколаде, чтобы уничтожить последнее поле, оставшееся для мирной и смиренной гражданской активности – благотворительность. Уничтожив НКО, государство лишь подтолкнет рост хаотического гражданского активизма, который проявляет себя в лучшем случае как волонтерство. Понятно, что во власти, в основном, заседают люди с серьезными психологическими травмами и проблемами, но не до такой же степени…

В-четвертых. Россию ждет серьезный рост безработицы. Это прогнозируют в Минэкономразвития и это должен знать каждый. Уничтожение НКО как системы рабочих мест было бы самым идиотским поступком в этом контексте. Создать же государственные квази-НКО, чем власть пытается заниматься в последнее время, чтобы пилить и откатывать, не получится. Рабинович в неволе не размножается.

Потому я верю в то, что у государства хватит ума и сообразительности оставить НКО в покое. Не этики хватит, не морали и гуманизма, а простого чувства собственного сохранения.

Если же я не прав, мне немедленно следует переквалифицироваться в управдомы или в президенты.

1 comment

Add yours
  1. Алексей Варсопко

    «НКО нужны, необходимы государству, чтобы свалить на них заботы об образовании, здравоохранении, помощи слабым и хворым и прочим бесполезным государству элементам.» — Андрей, Вы это серьезно?
    Государственная система поддержки НКО сложилась в последние 2-3 года, по той причине, что авторитарная власть обозначила вектор «обойдемся без западных подачек».
    При этом система госучреждений социальной помощи не сокращается. В разных регионах, конечно, по-разному (в зависимости от бюджета).

    Перспективы поддержки третьего сектора государством, в его нынешнем составе, крайне туманны. Поиграют — и бросят. (Как и другие, типа, стратегические цели.) Рациональные аргументы тут не работают.
    «Пытаться прогнозировать ситуацию, тем более, в России – занятие неблагодарное. » — да, не занимайтесь неблагодарным делом.

    «Уничтожение НКО как системы рабочих мест было бы самым идиотским поступком в этом контексте.» — приведите, пожалуйста, статистику, сколько людей заняты работой в НКО? Спасибо.

    «Создать же государственные квази-НКО, чем власть пытается заниматься в последнее время, чтобы пилить и откатывать, не получится.» — ага… Посмотрите на список организаций, которым предоставлены субсидии, которые выигрывают конкурсы.

    «Если же я не прав, мне немедленно следует переквалифицироваться в управдомы или в президенты.» — не бросайтесь столь громкими заявлениями. Кто-то ведь не забудет.

Добавить комментарий