Сиротский зов


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Недавно фонд «Солнечный город» открыл при очередном детском доме очередную социальную квартиру — для адаптации будущих выпускников к взрослой жизни. Если быть точнее, выделили комнату в детдоме, поставили кровати и холодильник и назвали все это социальной квартирой. Такие проекты не готовят подростков к самостоятельности. Наоборот, оставляют в рамках детдома и своей исключительной «социальности».

Подростки

Фонды и сиротские учреждения упорно создают проекты при детских домах, хотя главная задача как раз в том, чтобы максимально оттянуть детей-сирот от стен их становища. Понятно, что зачастую просто не хватает ресурсов, но зачем вообще делать проект — без необходимых ресурсов-то? Самостоятельные шаги за пределами детского дома, в новом личном пространстве возможны только вне социальных систем. Сирота должен понимать, что ему много чего надо будет делать, что придется самому решать вопросы, которые нахлынут на него как раз после выхода из стен детского дома. Что во внешнем мире ему будет сложно ужиться с «домашними», которые будут и боятся и избегать общения.

Сходить в аптеку, обратиться в поликлинику, спланировать домашний бюджет и отправиться за покупками в супермаркет — даже такие простые навыки недоступны для многих сирот, чего уж говорить о более сложных вещах. За пределами сиротского учреждения совсем иной мир, иные люди и иное пространство, — совсем не похожие ни на детский дом, ни на комнатку при детском доме, которую назвали квартирой.

Такое ощущение, что подобные проекты появляются просто для галочки — уж точно не для того, чтобы зложить необходимые качества или компетенции. Практически нет социального заказа на повышение уровня резилиенса (жизнестойкости) сирот.

Я посещал подобные квартиры за рубежом. Там социальные работники намерено заставляют ребенка делать самостоятельные и ответственные шаги. Подросток живет один в квартире, которая находится в простом доме, и в этой квартире ребенок — полный хозяин на два года. Время от времени социальный работник приходит в гости, заранее договариваясь с ребенком — чтоб сформировать в нем понимание личных границ. Ведется журнал, в котором отражается вся динамика встраивания ребенка в непривычное для него пространство. Через общение, предлагая выполнить то или иное задание, соцработник постепенно приходит к выводу, что ребенок готов: сам может оплатить коммунальные платежи, через интернет купить любой билет, в театр или кино, или на поезд.

Как это можно организовать сейчас в России, ума не приложу. Но имитация адаптации в «социальных квартирах» при детдомах — точно не на пользу сироте. Он как жил сознанием сироты с привычно посещающими его воспитателями и алгоритмом поведения, так с ним и не расстается. Очень часто, приезжая в детские дома, встречаешь там выпускников, все еще живущих в этой системе. Потому что система ничего не сделала, чтобы сироты научились жить самостоятельно. И они бегут обратно к стенам любимого детского дома, где даже есть социальная квартира. Сиротский зов сильнее желания идти вперед. И это должно настораживать. И фонды, и детские дома.

5 Comments

Add yours
  1. ~ Матур ~

    Александр, оборудовали не просто комнату, а снесли стены и выстроили двухкомнатную квартиру-студию с кухней, отдельным душем, отельным туалетом, двумя кладовками — все, как бывает в настоящей квартире.
    Фотографии можно посмотреть здесь http://vk.com/album-16625139_185051544

  2. Марина Аксенова

    Спасибо вам, Александр, за мнение о сделанном нами проектом. Надеюсь у нас будет возможность познакомиться лично и несколько изменить ваше отношение к фонду, как организации, делающей проекты «для галочки». Проект сделан на базе первого в Новосибирске детского дома, который перешел в некое иное качество учреждения — центр содействия семейному устройству детей, на базе которого уже работает ряд служб, которые серьезно отличают этот бывший детский дом от детского дома стандартного образца. Модуль тоже относится к новым возможностям, которые появились у детей и сотрудников для проведения мероприятий по социализации внутри учреждения, если уж так сложилось, что ребенок живет в центре.

  3. Слава Даль

    Да, Александр, я согласен, по Вашим комментариям о «квартирах при дестсих домах».
    Возожно это делается для отчёта, а возможно просто от непонимания глубинных процессов психики ребёнка и вообще человека, прошедшего через такой опыт.
    Признался ведь великий волонтёр и главный Дед Мороз Пермского края — Дмитрий Желебев, что он не понимает, чем отличается воспитанник детского дома от обычного ребёнка из семьи.
    Он журналист, и не имеет ни опыта, ни образования в этой сфере, а управляет проектом весьма публичным и формирует общественое сознание в темах помощи социальным сиротам.
    Так же и организаторы этих квартир…
    Но в любом случае важно развиваться и решать эти задачи — ошибки были и будут, только хоршо бы их минимизировать.
    И в этом Вы помогаете нам.
    С уважением Слава Даль и ДОБРАЯЗАБОТА.РФ

Добавить комментарий