Замужем за фондом


То что у российской благотворительности — яркая гендерная окраска, думаю, никто не будет спорить. Встретить мужчину, который занимался бы помощью нуждающимся, весьма сложно. Это отчетливо видно и в столице, и в регионах, где я бываю часто. Безусловно, в благотворительности есть и мужчины, но как правило это ветераны труда и войн, а вот молодая мужская часть населения представлена весьма слабо. Ну хорошо, в Чебоксарах на своем семинаре для НКО я насчитал мужчин поровну с дамами. Но это исключение. А правило — эдак 90% на 10% в пользу женщин.

волонтер

Давайте сразу оговоримся. Во-первых, я не связываю уровень профессионализма с половой принадлежностью. Во-вторых, когда я желаю семейного счастья — это не про Kinder, Küche, Kirche. Я и мужчинам того же желаю, — семейного-то счастья, — не только женщинам.

Итак, проблема российской благотворительности не в том, что в ней много женщин, а в том, почему это происходит и к чему приводит. Дело в том, что многие милые дамы занимаются добрым делом только из-за того, что некуда применить свое материнское начало. По моим наблюдениям, значительное количество, — если не большинство — женщин в некоммерческом секторе незамужние. И мне очень грустно смотреть на них: когда ваша основная мотивация — кого-нибудь приласкать да обогреть, лучше отправиться в ЗАГС, а потом в роддом, меценатов рожать. Поверьте, это будет лучше и для самих добровольцев, и для их социальных клиентов. Материнское тепло нужно вашим детям, а глубокие социальные проблемы оно не растопит.

В «странах развитой благотворительности» такой гендерной пропасти нет — количество мужчин в секторе приближается к 40%. То, что у нас по-другому, нельзя объяснить простой экономикой: мол, в благотворительности зарплаты ниже, чем в коммерческом секторе, поэтому мужики сюда не идут. Это утверждение не всегда корректно, и плюс ко всему это можно сказать не только о России, но и о других странах.

Может, дело в нашей ментальности — вспомните баб в горящих избах и женщин с коромыслом. В России так было, но трансляция подвигов женщин была в отрыве от второй половины, возможно, женщина, входящая в горящий дом таки была замужем и у нее были дети. Да и благотворительностью ее поступок сложно назвать — это норма для общинного устройства, в котором не было такого разрыва между гражданами, как сейчас. Да и огонь с горящего двора вполне мог спалить и дом того, кто не стал помогать. Теперь нас часто разделяет пропасть. И опять на баррикады проблем государства выходят именно женщины. Из жалости, из-за нерастраченного душевного тепла.

И погружаясь в это дело, остаются девушки без личного счастья — не могут мужа найти. А бывает еще хуже: после ухода жены в благотворительность из семьи уходит муж. Покидает за непосещаемость.

В результате в нашем секторе много добрых, но глупых поступков, много ненужной суетливой жертвенности и много попыток решить свои личные проблемы за счет социальных клиентов. Обогреть сироту, помять его, поняньчить, пока счастья нет, и бросить потом — когда счастье вдруг нахлынет.

Я за то, чтобы благоторительностью занимались здоровые люди со здоровыми привычками и без личных проблем. И за то, чтобы благотворительность не рушила судьбу. Если это совсем невозможно, то можно найти нестандартные ходы. Например, директор карельского социального центра «Попечение», протоиерей Андрей Верещагин, ввел специальную программу знакомства молодых людей – на кормлении бездомных. И за время работы проекта «Городская столовая для людей улиц» в среде добровольцев создались семьи, а в этих семьях появились дети — от одного до трех. Дело сблизило людей.

Такой опыт — помочь молодым людям найти свою вторую половинку — я больше нигде в добровольческих проектах не встречал. Возможно еще и потому, что ушедшие с головой в решение чужих проблем молодые люди не решают своих. Не видят, что есть другие люди, что за пределами социального поля есть и другая жизнь, просто нужно поднять голову и надеть красивое платье. Выйти замуж — это так же сложно, как и создать благотворительный проект. Но иногда это не менее важно. И не только с точки зрения повышения рождаемости и будущего страны. Это важно для качества жизни самих благотворителей, а значит и для качества их проектов. А еще — может стать хорошим примером для тех, кому вы оказываете помощь.

  1. Мария Куринная

    По-моему, слегка переставлены местами причина со следствием. Идут в благотворительность, скорее, от невозможности (при наличии желания!) построить нормальную семейную жизнь, а не наоборот. От нереализованности, согласна.
    Но эта нереализованность во многом связана с гендерными перекосами в нашем обществе. Где по-прежнему мужчина может «свалить» и не платить алименты, скажем, ввиду того, что зарплатный рынок наполовину серый, да и ответственность призрачная. У нас же страна брошенных женщин, разведенок, незамужних умниц-красавиц и т.п. У нас модно менять жену вместе с ростом социального и материального статуса. У нас мужчины долго не живут и женщина, выходящая замуж в 50 лет — редкий случай.
    И все эти женщины реализуют свой потенциал в том числе и в благотворительности.
    Ну не говоря о том, что российские мужчины в принципе не очень любят ассоциировать себя с детьми-инвалидами, например. И мужчине легче уйти из семьи, оправдывая себя тем, что «у женщин — материнский инстинкт, поэтому они таких детей не бросают», а у них, типа, что-то другое.
    Конечно, это я сильно обобщаю, да и то больше не про жителей столиц. Но в письмах обращающихся в фонды за помощью матерей-одиночек вариантов «муж ушел, когда ребенок был совсем маленький…» какие-то многие сотни. И письма-то ведь все от женщин! Мужчины за помощью не обращаются не столько потому, что им морально тяжело, сколько потому что они избавляют себя от «всех этих проблем» при полном попустительстве общества.

  2. Vadim Samorodov

    В статье очень много намешано — например, я бы различал лидеров НКО и попечителей(льниц) частных благотворительных фондов.
    Также не вижу ничего плохого в реализации материнского инстинкта в социальной работе.
    Главное в жизни — наличие смысла, и если смысл видится в помощи другим, а не в «посещении» и обслуживании мужчин, то в чем проблема?

  3. Alexandr Petrow

    В голове у многих сидит клише «Ты ж мужик! Иди бабло зарабатывай, корми семью трудом, а жены (пока мужики вкалывают), пусть благотворительностью занимаются и желательно за бесплатно»

Leave a Reply