Замкадная благотворительность


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Тема региональной благотворительности — в моде. Ей посвятил свой последний ежегодный доклад Форум доноров; о том, что творится за МКАДом, говорили на недавней большой конференции в Москве. Характерно, что участие в обсуждении принимали в основном столичные же фонды и эксперты — представителей из регионов на такие мероприятия не каждый раз зовут: им это, видать, ни к чему. Может, так оно и есть. Я много лет работал в третьем секторе на муниципальном и региональном уровне, а последние шесть лет тружусь в Москве. И я вижу разницу между благотворительными процессами в столице и на периферии. Порой сравнение не в пользу Москвы. Сейчас как раз об этом.

МКАД

В России, к сожалению, эра эффективной благотворительности так и не наступила. Мы видим очень много много телодвижений фондов и других НКО, но качественных изменений весьма мало. У нас благотворительных проектов больше, чем самих проблем. И даже больше, чем добровольцев. Между тем, чтобы сделать качественные шаги, в первую очередь необходимо участие гражданского общества.

Благотворительное сообщество, состоящее в оснвном из столичных организаций, отдалилось от общества, создав систему, в которой участие простых граждан минимально. Большинству НКО нужны деньги спонсоров или гранты. С помощью этих денег фонды латают дыры, которые создают не знающее о том, что кто-то пытается поправить возникающие трудности. Эта оторванность и есть главный маркер провала основных стратегий благотворительности в России. Фонды научились собирать ресурсы, но не научились собирать людей, — не добровольцев, которые сегодня есть, а завтра нет, а вот то самое гражданское общество, которое действует постоянно.

Вот, например, борьба с мусором или вандализмом в городе. Появляется проект, цель которого — изменить ситуацию. Собираются неравнодушные волонтеры, устраивают уборку, выкладывают радостные фото в социальные сети. И ждут, когда кто-нибудь набросает еще мусора, чтобы с нескрываемым оптимизмом снова его убрать. И так по кругу.

Эта схема работает для многих социальных проблем: есть те, кто проблемы создает, и те, кто эти проблемы решает. И эти группы никак не пересекаются. Если не будет мусора, что тогда будут делать герои-общественники? И так по другим позициям. Я не говорю уже о том, что та же сиротская система держится на активности тех, кому она нужна как пространство где реализуются «героические» поступки. Не более.

Один из основных критериев эффективности фондов сегодня — сбор денег на решение проблем. Часто можно увидеть, как напыщенно ведет себя представитель фонда, умеющий собрать кэш: главное ведь собрать и спасать, а не заставить государство выполнять свои обязанности. Попытка объяснить, что главный инструмент влияния не деньги, а партнёрство приводит к одинаковому ответу: нужно помогать здесь и сейчас, а стратегические проекты – пусть подождут.

Этим-то и отличаются провинциальные фонды от столичных. Не избалованные ресурсами, они вынужденно идут на контакт с местной властью и населением, так как осознают, что другого пути нет – да и просто денег нет. Те же гранты дают не всем.

Отсутствие ресурсов заставляет работать правильно: не учить собирать деньги, а учить сотрудничеству и партнёрству на профессиональных позициях. И в этом смысле столичным благотворительным организациям есть чему поучиться у региональных коллег — нужно не тратить силы на всякие ярмарки по сбору средств, а работать активнее со СМИ и властью, бизнес же подтянется сам. Необходимо отойти от фандрайзингориентированного подхода к работе, а перейти к партнерству.

Если цель — влияние НКО на общественно-государственное пространство, деньги нужны не всегда, а вот просвещение и обучение сотрудничеству — обязательно. Главный ключ к решению социальных проблем — изменение в сознаниии всех участников процесса — и НКО, и добровольцев, и бизнеса, и государства, и общества. Еще один ключ — в преодолении общественных стереотипов, в изменении отношения к проблеме, ради решения которой НКО создавалось. Социальная медициация и фасилитация гораздо эффективнее, чем просто сбор и трата денег. Тратить знания и компетенции не так затратно, куда приятнее и естественно эффективно. В этом смысле надо НКО и фонды переучивать и перестраивать на совсем иной формат работы. И что интересно – в первую очередь столичные НКО.

Я все жду, когда некоммерческие организации с новыми подходами придут на смену «грантоежкам». Возможно, на этот раз революция произойдет снизу — авангардом станут не московские, а региональные фонды. У провинциальных сообществ еще нет гедонистического отношения к ресурсам — их ресурс они сами. И в этом смысле надежда есть.

1 comment

Add yours
  1. Максим Андреевич

    «..Возможно, на этот раз революция произойдет снизу — авангардом станут не московские, а региональные фонды. …»

    Александр, полностью с Вами согласен! И, регионы уже идут в Москву и успешно ее покоряют!
    В апреля был на чудесной конференции «Благотворительность в провинциальной России: возможности и перспективы» (жаль, что Филантроп ничего про нее не написал) организованной региональными фондами из Новосибирска и Архангельска, все очень живо, впервые за много лет нам с коллегами было действительно интересно.

    Никто из организаторов не хвалил себя (мы такие добрые, дайте нам денег), они все сделали наоборот, привезли с собой работающие кейсы, которые презентовали в парах «Бизнес-НКО». Реальный региональный бизнес показывал на конкретных примерах, нам, федеральному бизнесу, да, эти НКО профессиональные региональные операторы, наши с вами потребности понимают, с ними можно работать.
    Организаторы привезли профессиональные региональные фонды с проектами, а не только себя. Что приятно (Московские НКО себя в основном пиарят).

    А какая острая дискуссия была на и после пленара! Если в первой части, в выступление федералов ничего нового не услышали, то разговор от лица регионалов, просто взорвал зал! Это было очень интересно!

    И, видимо не только нам, т.к. знаю, что организаторам по окончанию конференции бизнес сразу же предложил средства на проведение конференции в 2015 году. Возможно и мы присоединимся в качестве партнеров. В любом случае, один из региональных проектов, предложенный ими, поддержим точно, сейчас согласовываем бумаги.

    Регионалы молодцы!

    P.S. Для интересующих ввел в строку веб-сайт ссылку на их отчет, очень рекомендую посмотреть видео-отзывы.

Добавить комментарий