Беженец? Докажи


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

У меня накопилось достаточно информации о помощи, которую оказывают на Украине беженцам из восточных регионов страны. Помощников объединяет общая тенденция — все они действуют по собственной инициативе. Ориентируясь по обстоятельствам и по возможности – без реально поддерживающего закона со стороны государства по отношению к беженцам.

Беженцы

На Украине не нашлось специального уполномоченного органа, нет четко представленных персоналий, обязанных курировать процесс миграции и переселения. Потому, прежде чем начать знакомить вас с личными инициативами, микрофондами и крупными программами по вывозу и помощи людям внутри страны, придется объяснить все сложности, с которыми сталкиваются те, кто помогает потерпевшим.

Еще 25 июня общественные организации Украины, которые занимаются проблемами внутреннего перемещения особ (внутрішньо переміщених осіб (ВПО), составили коллективное обращение к Президенту Украины.

Суть его сводится к тому, что проигнорировано предложение, разработанное непосредственно теми, кто на деле помогает своим соотечественникам. А именно – законопроект №4998 – «О защите прав внутренне перемещенных особ» ( «Про захист прав внутрішньо перемішених осіб»), который в редакции от 17.06.2014 содержал наибольшее количество положений, предложенных общественностью, которая уже столкнулась с последствиями военной и гуманитарной катастрофы на юго-востоке Украины. В этом варианте были так же учтены основные рекомендации Комиссии ООН по правам человека и Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. Общественные организации подчеркнули в своем обращении, что именно в их варианте проекта закона прописаны реально эффективные нормы и меры по защите прав внутреннего перемещение особ с учетом обозначенных международных стандартов.

А тот проект, который принят сейчас — №4998–1 от 10.06.2014 – даже не отвечает современным демократическим процедурам законотворчества. За него проголосовали без общественного обсуждении, без экспертных выводов, без фактического прохождения Комитетов ВР и внесения изменений и дополнений.

Что же наиболее значимое выделяют специалисты от общественности в незаконно принятом, на их взгляд, законопроекте? Во-первых – само определение «вынужденный мигрант» не отвечает общепринятым международным нормам и может привести к существенным недоразумениям и не пониманию в применении этого термина. В международном праве существует четкое определение – «внутренне перемещенные особы» (internally displaced persons). Именно такое определение является приемлемым, понятным для международного сотрудничества и привлечения к работе различных международных, правительственных и неправительственных организаций, которые работают с этой категорией особ.

Кроме того, принятый закон не содержит норм, опираясь на которые можно было бы эффективно решать практические проблемы переселенцев – регистрация на новом месте, трудоустройство, помощь в обеспечении временным жильем, упрощенная процедура для начала ведения бизнеса на новом месте и многие другие важные аспекты. Все эти функции принятый закон перекладывает на Кабинет министров. А опыт показывает, что госструктура не в состоянии в короткий срок даже разобраться с актуальными проблемами, которые надо было бы решать «еще вчера».

Вот п. 7 ст. 3 принятого законопроекта: «Вынужденые мигранты, члены их семей, которые не изъявили желания воспользоваться государственной помощью по временному расселению в местах временного расселения, обязаны обратиться с заявлением в территориальное подразделение центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере миграции (иммиграции и эмииграции), в том числе противодействию нелегальной (незаконной) миграции, гражданства, регистрации физлиц, беженцев и других, определенным законодательством категорий мигрантов по месту пребывании, для получения свидетельства вынужденного мигранта». Именно этот пункт в нарушение Конституции Украины приведет к ограничению свободы передвижения и выбору места проживания граждан Украины.

Общественные организации и фонды убеждены, что государство обязано принять закон, направленный на защиту внутреннего перемещения особ, определять их правовой статус, установить экономические, социальные, правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории своей страны – в соответствии с Конституцией Украины, международных договоров Украины. И в соответствии с принципами и нормами международного права, а не дублировать уже существующие гарантии переселенцев как граждан Украины.

Кроме того, законопроект №4998–1 не предусматривает выделение государственных средств для его реализации. В таком случае это не закон, а просто декларация. В тексте отсутствует определение особого порядка получения гуманитарной и финансовой помощи, преференций, возможностей получения льготных ипотечных и потребительских кредитов или рефинансирования отдельных видов кредитов государством. Отсутствует пункты о предоставлении налоговых льгот на стадии возобновления хозяйственной деятельности.

Этот законопроект также не предоставляет никаких гарантий именно для внутренних переселенцев, не защищает их от дискриминации на основании признаков внутреннего переселения. Пункты законопроекта ст.3, части 13 «а» и 13 «б», устанавливают так называемый «груз доказательства». В соответствии с этой нормой, граждане, которые покидают временно оккупированную территорию или районы проведения антитеррористической операции (АТО), будут вынуждены доказывать, что их переселение было вынужденным и обоснованным. И не понятно, будет ли достаточно самого факта оккупации или объявления АТО определенной местности для получения на этом основании удостоверения вынужденного мигранта. Получается что государственная система Украины на сегодня не упрощает, а усложняет процедуру получения соответствующего статуса.

Государственная миграционная служба Украины и ее органы, на которые возложено воплощение положений законопроекта, имеют только функции регистрации и контроля перемещения граждан! А органом, который бы реально помогал в решении вынужденных проблем переселенцев, является Минсоцполитики. Но спектр вопросов, которые сегодня встали перед вынужденными переселенцами и теми, кто им помогает, намного превышают компетенцию и этого министерства, так как подтягивают к решению проблем и Пенсионный фонд, и Министерство охраны здоровья, и другие министерства.

Потому общественные организации требуют от президента наложить вето на данные законопроект и вернуться к рассмотрению того варианта, который разработали они, основываясь на реальных проблемах и потребностях переселенцев. Это законопроект № 4998 от 03.06.2014 «О защите прав внутренне перемещенных особ» — в обновленной редакции от 17.06.2014.

Я думаю, что несмотря на законодательные термины , вы понимаете, что познакомить вас с выше приведенным текстом было просто необходимо для дальнейшего понимания публикаций о тех волонтерах, которые своими силами спасают своих соотечественников.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий