Жилищный вопрос, который портят фонды


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Плохая обеспеченность жильём детей-сирот стала одной из острых социальных проблем страны, влекущей за собой другие трудности. По разным данным, у нас не менее 200 тысяч сирот не имеют закреплённой за собой квартиры — и это не только живущие в детских домах, но и воспитанники приёмных семей, и находящиеся в спецшколах и местах лишения свободы. Когда нет своего постоянного угла, прописки — это лишение свободы на свободе. По крайней мере для сирот и по крайней мере в России.

Часто жильё сироты теряют уже тогда, когда находятся в стенах детского дома. Обычная история: биологические родители спились или попросту пропали без вести, а потому квартира или дом, закреплённые за воспитанником, становятся непригодными для проживания. Мы как раз сейчас занимаемся несколькими такими случаями. Пока дети жили в детдоме, у них была крыша над головой и регулярное питание, а когда они переступают порог своего разрушенного дома, их новая жизнь становится невыносимой.

Как правило об этой новой реальности ребёнок узнаёт по факту. И пока он находится на попечении государства, мало кто может решить его будущие жилищные проблемы. Чаще всего в детских домах за жильё детей-сирот почему то отвечает социальный педагог. Иногда ему удаётся решить проблему, но чаще вопрос получения жилья ложится на плечи самих детей.

После выпуска из детдома в 16 лет и до 18 лет, когда государство должно предоставить собственное жильё, сирота живёт в общаге своего колледжа или у друзей. А потом… а потом всё равно ничего не дают. Либо отправляют в свою разрушенную, непригодную для жизни холупу, либо — в многолетнюю очередь на получение жилья. А многие даже и не знают, что есть такая очередь. И узнают об этом, когда в их жизни появляется ребёнок или партнёр. Новые обстоятельства подталкивают-таки решать проблему.

А проблемы могло и не быть, если бы выпускники детдомов не только знали свои права на жильё, но и имели возможность вовремя это право реализовать, не откладывая в долгий ящик. А порой откладывают так, что пишут нам на сайт «Успешные сироты.РУ» уже в возрасте, что называется, не молодом. Безусловно, консультации даём, но упущено и время и здоровье и много чего еще.

Большую помощь могли бы оказать благотворительные сообщества, фонды и НКО. Не только помогать детям осваивать свои права, но учить на практике, наставнически сопровождать и подключаться на всех необходимых этапах. Не создавать центры проживания сирот, а заниматься профилактикой жилищных проблем в самом зародыше, в детдоме. Помогать следить за жильём сирот вместе с теми, кто за это отвечает, — это и сам детский дом, опека, прокуратура, судебные приставы, комиссии в мэриях, отвечающие за вопросы сохранения и выделения жилья сиротам. Важно быть в курсе всех событий, связанных с изменениями не только в жизни ребенка, но и в статусе его жилья. Для этого, естественно, нужна интегративная и медиаторская работа, нужно совместно преодолевать возникающие трудности.

Так сейчас почти никто из общественников не работает. Что понятно — проще иметь дело не с причиной проблемы, а со следствием: открывать для сирот социальные гостиницы, искать доноров для персонала. При этом так и не решая главного вопроса — отсутствие гарантированного жилья у выпускника детского дома. Без жилья у нас невозможно не только устроится на работу, но и получить загранпаспорт, страховые документы, и много чего еще.

Многие говорят: хорошо, вот мы бросим свои социальные гостиницы и займёмся жилищными проблемами будущих выпускников. А как же быть с теми, которые уже сегодня не имеют жилья? Я отвечаю просто: если не решить проблему системно, этот вопрос вы будете задавать мне каждый год, из года в год.

А пока вот очередной фонд в Нижнем Новгороде создает социальную квартиру для сирот. Они ищут громадные деньги для покупки такого жилья, закупки продуктов питания и найма персонала. Всё это — без учета и мониторинга региональной проблемы жилья детей-сирот, лоббирования интересов сирот в органах власти через СМИ и социальные сети. В итоге они создадут рабочие места для персонала, получат финансирование для своего фонда. Но вряд ли действительно помогут тем, кому собираются. Тем, кому нужна собственная квартира и новая жизнь. Чем ближе к центру помощи, тем гуще спонсоры цветут… А это тупик.

5 Comments

Add yours
  1. Павел Денисов

    Наш фонд как раз реализует программу не только теоретической, но и практической юридической помощи сиротам. Ездим с лекциями по детским домам, предоставляем юр.консультации, пишем для детей-сирот и лиц их числа обращения в органы госвласти и местного самоуправления, формируемый судебные иски, ездим по судам.
    Ресурсов только не хватает: информированности сирот в первую очередь. Мы готовы помочь и удаленно и приехав. Но в этом вопросе работает только сарафанное радио: кто узнал, расскажет другому. Так и пытаемся развиться, через практическую помощь увеличить информированность.
    Тема крайне актуальная. Спасибо за статью!

  2. Svetlana Konstantinova

    Нестандартное мнение. Я соглашусь частично. Постоянно вижу сгоревший наполовину дом в центре села, собственники которого находятся в детском доме. С этим помещением никто и ничего не может делать, так как законодательство запрещает. Так и стоит памятник, и в то же самое время стихия и ночные хулиганы разрушают здание. Когда дети — сироты войдут в права распоряжения имуществом, от него ничего не останется, а за время пребывания в комфортабельном детдоме они разучатся держать молоток и ухаживать за огородом, который зарос сейчас коноплей…

    • Гезалов Александр

      Светлана!Спасибо за мнение!
      Ну вот Вы и подтверждаете мое мнение, только видите иначе.Но..
      А вот не соглашусь, что нельзя с «памятниками» ничего нельзя сделать, вполне можно делать.Пока ребенок в детломе.Но в детломе нет юристов, тем более в деревенских детдомах.Там этим занимается социальный педагог,если и он есть…Между тем-Как только изьяли ребенка из семьи дом ставится в реестр контроля за его ухудшением или наоборот. Вот только в деревне этим заниматься как раз некогда, а вот фонды и НКО могли бы.Только им дело до праздников только.Так что вопросы и к системе и благотворителям.Спасибо!

Добавить комментарий