Берлинская неделя фондов — традиция, создающая сообщество


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Берлинская неделя фондов – своеобразный фестиваль благотворительных организаций, уже ставший традицией. В течение нескольких дней эта площадка объединяет представителей фондов и всех тех, кто хочет узнать об их работе.

Berliner Stiftungswoche 2014 - Die transformierte Stadt

Берлин… после объединения Восточной и Западной Германии этот город стал пульсирующим центром в том числе и для благотворительности. На данный момент по информации Федерального Союза Немецких фондов (Bundesverband Deutscher Stiftungen) в самом городе зарегистрировано порядка 819 самостоятельных правоспособных фонда, 38 из них были организованны в 2013 году. Помимо этого действует целый ряд благотворительных организаций, имеющих несколько другую юридическую форму или зарегистрированных в других Федеральных землях.

Для того, чтобы сделать свою работу более открытой и доступной для широкой общественности, объединение фондов [slider title=»Stiftungsrunde»]Берлинская инициатива, состоящая из 30 крупных фондов, находящаяся под патронажем Федерального Союза Немецких Фондов[/slider] задумало проведение ежегодной Берлинской недели. На деле это даже две недели, в течение которых фонды-участники приоткрывают кулисы своей деятельности для всех желающих узнать о том, чем же занимаются общественные организации, как устроена их работа, каких результатов им удается добиться. На протяжении 14 дней проходят самые различные мероприятия – панельные дискуссии, где встречаются представители третьего сектора, открытые доклады, креативные акции и многое другое. Посетитель даже может оказаться наблюдателем на собрании учредителей какого-либо фонда, увидеть, как работают телефонные линии помощи. Для самих фондов – это также прекрасная возможность не только, как говорится, себя показать, но и на других посмотреть. Ведь зачастую социальную деятельность упрекают в непрозрачности, а для тех, кто существует засчет общественных сборов и пожертований — это весьма опасный упрек. Ежегодно Неделя фондов проходит под особенным слоганом — в этом году он звучал так: ”Из жизни в городе”. В таком мегаполисе как Берлин происходит множество процессов, которые наглядно показывают, как меняется общество. Миграция, образование, социально-культурные вопросы, проблемы в сфере трудоустройства — все это затрагивает каждого горожанина, об этом и рассказывали фонды города.

Stiftungssonntag

В апреле 2014 года Берлинская Неделя фондов уже в пятый раз открыла свои двери для всех желающих. С организационной точки зрения данный проект требует больших усилий и четкой координации действий. Госпожа Анке Петч – руководитель отдела коммуникаций Союза Немецких Фондов – уже не первый год активно участвует в подготовке мероприятия и была готова поделиться своим опытом.

— Госпожа Петч, расскажите, пожалуйста, как возникла идея организации Недели?

— Впервые о возможности создания этого проекта мы заговорили во время встреч Stiftungsrunde. На одной из ежегодных дискуссий участниками было высказано желание создания некоторой общей платформы, на которой фонды могли бы рассказать общественности о своей деятельности, привлечь внимание к определенным общественно-социальным вопросам, обменяться опытом. Впервые проект был осуществлен в 2010 году и уже активно копируется в других городах Германии.

— Проведение подобных мероприятий требует значительных затрат – каким образом осуществляется финансирование этой инициативы?

— В первую очередь мы используем финансовые возможности членов Stiftungsrunde – для них существует обязательный взнос четырехзначного порядка, однако, стоит заметить, что многие организации добровольно делают гораздо более значительные взносы. Второй источник дохода — сборы с участников. За проведение до трех своих мероприятий, выставок или презентацию проектов они должны заплатить в среднем 250 евро. К этому добавляется возможность общего представления своей организации. Дальнейшие пожелания оговариваются индивидуально. Кроме того, отдельные организации готовы поучаствовать в форме предоставления нам своих помещений или площадок для презентаций. Для посетителей мероприятие бесплатное.

— Каков общий бюджет Недели фондов и как он распределяется?

— По сравнению со схожими мероприятиями – например, «Длинной ночью музеев», чей бюджет составляет 1,5 миллиона евро, — Неделя фондов является весьма недорогим мероприятием и укладывается в малую долю подобных затрат. В расходной части есть две основные категории – затраты на сопутствующие материалы (рекламные материалы, веб сайт, печатная продукция, календари, проспекты и многое другое) и оплата деятельности креативного агенства. Нами было решено привлечь профессиональную стороннюю организацию, которая вот уже не первый год берет на себя всю организационную работу, включая коммуникацию со всеми участниками, и поэтому хорошо знакома со спецификой деятельности.

— Из каких этапов состоит подготовка мероприятия?

— Работа начинается практически уже за год. Сначала мы определяем тематику предстоящего мероприятия, над которой мы будем работать. Ежегодно на эту тему разгораются жаркие споры. Когда тема определена – ее нужно раскрыть в широком смысловом значении, чтобы как можно больше фондов могли себя с ней идентифицировать. Далее мы приступаем к разработке информационных и маркетинговых материалов, ведем коммуникацию с потенциальными участниками. До середины января все участники должны уже быть зарегистрированы. Параллельно с этим мы проводим работу с прессой, заявляем о своих намерениях в различных структурах. В феврале все печатные материалы идут в производство. В марте утверждается и рассылается окончательная сетка мероприятий, согласование которой – большой труд, так как надо смотреть по дням, какие события сочетаются между собой, какие идут параллельно друг с другом и как все это увязать с внутренним графиком работы самих фондов. Непосредственно мероприятие проходит уже в апреле, в течение двух недель. Раньше мы работали в двугодичном такте – два года проводили мероприятия в июне, два года в апреле. Летом для открытых проектов гораздо больше возможностей – можно гораздо более активно использовать и уличное пространство. Однако каждые два года случается либо Чемпионат мира, либо чемпионат Европы по футболу и организовывать какие-то общественно-культурные акции в Германии в этот период всегда сложно. Позже мы отказались от такого плавающего графика из привязались к апрелю – сейчас лишь подстраиваемся под то, чтобы не затронуть пасхальные каникулы.

— Каков был общественный резонанс от Недели фондов в этом году?

— В этом вопросе цифры говорят сами за себя – в проекте принял участие 121 фонд, 34 из них – впервые. Было организовано 111 мероприятий, представлено 76 проектов и проведена 21 выстака. Общее количество посетителей- 15 000 человек.

image(1)

— За пять лет проведения мероприятия у вас несомненно накопился богатый опыт – какими основными выводами вы могли бы поделиться с вашими последователями в других городах?

— Хорошо выстроенная организационная структура, четкое распределение ролей, креативное агентство, работающее с полной отдачей — все это существенно продвинуло нас вперед. Все организационные заседания хорошо подготовлены и уже не требуют много времени. Но прежде всего хотелось бы отметить то, как выросла кооперация между фондами – за пять лет завязалось много знакомств, все участники готовы к сотрудничеству и к взаимному диалогу, мы каждый раз радуемся, когда встречаемся – все это переросло в живое сообщество (гораздо более живое, чем те, которые просто встречаются один-два раза в год для обсуждения каких-то вопросов). Конечно важно заметить, что наше серьезное преимущество заключается еще и в том, что среди организаторов есть целый ряд состоятельных фондов, которым нравится эта инициатива и которые готовы инвестировать свое время и средства.

— Несмотря на все положительные моменты — каковы основные трудности, с которыми сталкивается Берлинская неделя фондов?

— Для нас очень важно сохранить увлеченность фондов данной идеей. Если количество посетителей начнет падать, то проект окажется под угрозой – для фондов просто не будет обоснования для участия — зачем платить такие суммы? На одном самохвальстве с посетелями из других фондов многого не добиться – критично внимание широкой общественности. Поэтому очень важно осуществлять еще больше коопераций с прессой, проводить рекламно-информационную деятельность.

В 2015 году Неделя берлинских фондов пройдет под слоганом «Цифровая жизнь», надеясь привлечь еще большее количество участников. Пожелаем им в этом успеха и будем надеяться, что подобные инициативы вскоре начнут появляться и в российских филантропических кругах!

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий