«Боль ребёнка может проявляться в виде агрессии». Как предотвратить насилие в детских домах


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Проект «„Нет“ насилию в отношении детей» благотворительной организации «Семья детям» с начала 2015 года распространился на все детские дома Екатеринбурга. Для этого были адаптированы методики создания безопасной среды для детей, которые разработанные на пилотной площадке Малоистокского детского дома.

ребенок

Насилию в России в различных его формах подвергается ежегодно до 2 млн несовершеннолетних (по данным аналитического Центра Государственной Думы РФ, 2011 год). В зоне риска находится каждый ребёнок, в том числе дети, попавшие в детские дома.

Проект «„Нет“ насилию в отношении детей» реализуется в Свердловской области уже 4 года при финансовой поддержке Всемирного фонда «Детство». Цель — обеспечить безопасность детей в детских домах и других учреждениях государственного воспитания.

«Работая над проектом, мы видим, что жестокость в детской среде сегодня является нормой, – объясняет директор „Семьи детям“ Лариса Бучельникова. – Это выражается в издевательствах одних детей над другими, конфликтах между взрослым и ребёнком. Поэтому наша задача — помочь специалистам более эффективно взаимодействовать с детьми, выстраивать между детьми доброжелательные отношения, не допускать насилие и действовать профессионально, если беда всё-таки произошла. Здесь важно регулярно уделять время обучению и профилактике эмоционального выгорания специалистов – проводить специальные тренинги, психологические разгрузки».

В новом году работа по проекту началась с семинара для сотрудников детских домов на тему «Профилактика жестокого обращения в учреждениях государственного воспитания», который по приглашению «Семьи детям» провела Ирина Алексеева, эксперт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения из Москвы. Ирина уже более 20 лет работает с этой проблемой и знает о ситуации во всей стране.

В семинаре приняли участие 20 сотрудников учреждений государственного воспитания Екатеринбурга, включая представителей администраций учреждений. Задачей семинара было структурировать знания участников по теме жестокого обращения, с целью профилактики. Также было важным показать практические инструменты для работы с детьми, которые ещё в семье пережили жестокое обращение.

«Сегодня меняется состав детей в детских домах, — отмечает Светлана Блаженкова, начальник отдела государственного воспитания и коррекции Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. – В них приходит много подростков, которые не росли в государственных учреждениях и потому изначально воспринимают их враждебно. Боль, которую переживает ребёнок, может проявляться по-разному, в том числе в агрессии в адрес других детей. Поэтому актуальным является создание безопасной среды для детей в учреждении. Эксперты в этой области крайне ценны для нас, но сегодня их трудно найти. Поэтому работа „Семьи детям“ в этом направлении является важной. Надеюсь, что полученные знания специалисты детских домов будут активно применять на практике и распространять среди своих коллег».

«На семинаре мне понравилась активность участников, — говорит Ирина Алексеева. — Очевидным было, что часть специалистов обучена, что они понимают, о чём идёт речь, но нельзя не заметить, что ещё многие проблемы просто вытесняются специалистами. Поэтому им необходима поддержка. Первый шаг в изменении системных вещей по этой проблеме, по моему мнению, нужно начинать делать с введения супервизии (разбор трудных случае в работе) в обязательный график работы специалистов. Им нужно работать над сложными вопросами полной командой».

Дело в том, что роли разных специалистов детского дома — социальных работников, психологов, воспитателей — в решении этой проблемы различны. Поэтому на семинаре было необходимо подчеркнуть важность работы всех специалистов и представить алгоритмы действий для каждого из них.

«Я сегодня поняла, что взяла на себя функционал психолога, потому что у меня есть контакт с детьми, и я знаю некоторые их психические особенности, — отметила заместитель директора одного из детских домов. — Сейчас я осознала, что моя задача наладить в учреждении взаимодействие между воспитателями, психологом и детьми, более чётко проговорить и обозначить функционал для каждого сотрудника».

Кроме того, объясняет Ирина Алексеева, работу по предотвращению насилия нужно начинать с изменения отношения к ребёнку: «Часто в детские дома ребёнок передаётся, как бандероль. Что было раньше с ребёнком, что происходит сейчас, с ним не обсуждается. Ребёнок становится объектом управления. А ему нужно, чтобы в нём видели индивидуальность, человека, который чувствует, думает, имеет свои привязанности. В то же время сегодня очень многие специалисты называют детей из детских домов своими детьми, говоря, что они им, как родные. Но в таком случае здесь явно пересекаются личная и профессиональная помощь специалиста. Посыл „это наши дети“ формирует у ребёнка такое представление о маме, которая постоянно куда-то уходит, она уходит к другим детям в свою семью. С другой стороны, личная помощь специалистов является фактором сильного эмоционального выгорания, когда притупляется профессиональный взгляд на проблему, когда исчезает вера в себя и в то, что делаешь. На это сегодня точно нужно обращать внимание».

В итоге семинара участники рассказали о своей готовности менять существующие порядки у себя в учреждениях. «Я запланировала тренинги в детском доме, у нас появился план работы с детьми, пережившими жестокое обращение, а также созрело предложение для воспитателей учреждений — участников проекта: встречаться и обсуждать вместе трудные случаи, потому что воспитатели работают больше всех и им необходимо помогать», — отметила психолог одного из детских домов.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий