Социальный лифт, откройся


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В Общественной палате обсудили доступность социальных услуг как фактор снижения социального напряжения в обществе. В основе дискуссии оказался доклад Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Исследование, проведённое в конце 2014 года, показало: у социального клиента и социальных служб — совсем разные воззрения на формат оказания помощи. Мы публикуем презентацию основных выводов доклада, а комментирует их эксперт Фонда поддержки детей, колумнист «Филантропа» Александр Гезалов.

Опрос прошёл в 15 регионах России, в нём приняли участие более двух тысяч человек в возрасте от двадцати до пятидесяти пяти лет. Думаю, выборку можно было бы сделать более широкую. Нуждающихся в социальных услугах у нас в стране много, куда больше, чем говорится в официальных правительственных документах. Во-первых, можно было раздвинуть возрастные рамки. У российских граждан моложе 20 не меньший запрос на социальные услуги, а то и больший — взять, например, проблемы материальной обеспеченности студентов или ранней беременности. Во-вторых, ограниченной показалась и выборка социальных групп. За чертой бедности у нас сейчас 16 миллионов граждан. К этому количеству нужно добавить 40 миллионов пенсионеров, априори нуждающихся в социальных услугах, а также многодетных мам и семьи с детьми-инвалидами. В-третьих, вопросы, которые задавали исследователи, не позволяют получить релевантные результаты: людей спрашивали в лоб о том, чего они не знают. Их просили оценить качество социальных услуг, при этом культуры получения этих услуг в России нет.

Однако по ходу изучения результатов исследования стало ясно, что все эти претензии — не самое важное. А важно то, что у социальных клиентов и социальных служб оказались совсем разные воззрения на формат оказания помощи.

Социальные службы почему-то считают, что уровень жизни граждан зависит исключительно от материального благополучия и быта. Такой подход, очевидно, и приводит к скандалам с изъятием детей из семьи по причине бедности: раз ты бедный, отдай своих детей в детдом. Но бедность совсем не обязательно порок, бедность это часто норма жизни, не все могут стать олигархами или чиновниками, многие так и хотят жить — без шика и блеска. Получается, что у государства есть стандарт восприятия среднестатистического гражданина, свои представления о его родительских обязанностях и его потребительской корзине. Исходя из этих представлений государство и оказывает социальные услуги.

И делает это так — отправляет социальным клиентам гуманитарные пакеты с угрожающими записками внутри: возьмите услугу, а если после неё вы останетесь на дне, мы запустим карательные процессы. Отнимем детей, например. Но одними угрозами и прямой гуманитарной помощью людей не поменять, не вытащить со дна — это не даёт им необходимые компетенции для самостоятельного решения проблем. Государство постоянно подозревает клиента в его жизненной несостоятельности, но ничего не делает, чтобы состоятельность повысить.

лифт не работает

В итоге клиенту проще затаиться, пусть недополучив необходимую услугу. Он падает ниже и ниже. И становится действительно безнадёжным — настолько усугубляются проблемы, которые можно было бы решить в самом начале, просто предложив действительно нужную правильную услугу. Например, юридическую помощь, или помощь в повышении профессиональной квалификации родителей, или возможность без взятки попасть в детский сад, школу, кружок. Но клиенту упорно суют в руки пакет с продуктами или дрова.

Из основ социальной работы мы знаем, что задача социальных служб — видоизменить социального клиента таким образом, чтобы он перестал им быть. Перестал быть подопечным социальных служб. Для этого нужно постоянно отслеживать списки кризисных семей и находиться в них. Создать для них социальный лифт, подтянув для этого ресурсы других организаций, способных повысить качество жизни семьи. И как раз тем самым снизить уровень социальной напряженности в обществе. Задействовать ресурс НКО, которые эту работу сделают и быстрее, и эффективнее.

Прекрасно, что такое исследование появилось и прошла бурная дискуссия. Я очень надеюсь, что это изменит положение дел, и социальные услуги у нас в стране будут оказывать исходя не из государственного видения, а из реального социального заказа клиента. Его целевого запроса. Ведь не секрет, что 40% сирот получают этот статус уже в детдоме. Это означает, что 40% родителей можно было оказать своевременную помощь, когда ребёнок ещё находился в семье, а сама семья — не оказалась за чертой. Я также надеюсь, что получится научить граждан случае кризиса заказывать социальную услугу, а не покупать липовые справки о благополучии. Это будет тяжело — никак не легче, чем изменить государственную систему социальной поддержки. Но сделать нужно: только тогда мы сможем смело входить в социальный лифт, потому что для этого будут все социальные условия.

1 comment

Add yours
  1. Tatyana Selezneva

    С 1 января 2015 года по новому закону, предоставлять социальные услуги имеют право НКО, получая за это субсидии из бюджета. Что происходит на самом деле? Все районные, муниципальные отделения, филиалы Минтруда, которые не справлялись с этой работой раньше, быстренько перерегистрировались в НКО, и по — прежнему получают финансирование на законных основаниях. Гражданские НКО, которые довыполняли пробелы в работе социальных служб, так и остались ни при чем и без денег. Посмотрите на сайте Минтруда Башкортостана перечень НКО, предоставляющих соц.услуги и все станет ясно. Тоже с продвижением гражданской активности в исполнительной власти — нам туда (в различные Советы, не говоря уж об ОП РБ) хода нет, хоть голову разбей о стену! Все назначаются главой региона и баста !

Добавить комментарий