Понять Арканар. Ещё раз о полезных играх для трудных подростков


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Алексей Миняйло, директор по счастью партнёров Проекта социальной адаптации «Полдень», в своём блоге добавляет ещё несколько аргументов в пользу своего утверждения о том, что трудным подросткам для успешной социализации необходимы образовательные игры.

фильм Трудно быть богом

Кадр из фильма Алексея Германа-мл «Трудно быть богом»

Утром прочитал в Harvard Business Review очередную статью о том, что один из лучших инструментов убеждения — умение слушать. Они выходят с завидной регулярностью, и ясно почему:

  • Тот, кто умеет слушать, может лучше понять мотивы и интересы собеседника и, следовательно, эффективнее выстроить свою аргументацию;
  • Активное слушание помогает нам посмотреть на обсуждаемый вопрос с разных сторон и найти решение, которое будет более приемлемо для обеих сторон (кстати, если вам интересна тема активного слушания, то полезно почитать «Чудеса активного слушания» Юлии Гиппенрейтер или «Семь навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови);
  • Внимательно слушая человека, мы демонстрируем уважение к нему, что опять-таки помогает привлечь его на свою сторону;
  • Но в действительности почти никто не обладает этим навыком, даже в образовательном и бизнес-сообществе — иначе такие статьи выходили бы гораздо реже. Попробуйте вспомнить: кто из ваших друзей и коллег по-настоящему хорошо умеет слушать? Готов спорить на пончик, что таких людей в вашем окружении почти нет. И это — люди, выросшие в семье и работающие в хороших компаниях.

Главных сложностей две:

  • Почти ни у кого нет успешного опыта активного слушания: дело это непростое, и первые разы получается так себе.
  • Сдержаться и не высказать свое ценное мнение большинству людей очень непросто. Оно же реально ценное! (пишу это почти без иронии :-) ).

Что уж говорить о воспитанниках детских домов и других трудных подростках, которые, к сожалению, лишены нормальной социализации. У них с этим всё ещё хуже.

Что делать? У нас есть специальная образовательная игра, которая, во-первых, учит детей «не лезть вперёд батьки в пекло» и внимательно слушать, а, во-вторых, даёт им успешный опыт: только активное слушание дает им возможность победить в игре. Что способствует решению обеих проблем. :-)

Сценарий игры построен на основе государства Арканар, фигурирующего в фантастических произведениях Стругацких, в фильме Алексея Германа-младшего «Трудно быть Богом» и т.п. Задача участников – спасти врача, которого везут на казнь, причем сделать это они могут только путем переговоров, убеждая местную знать предпринимать шаги, из-за которых конвой с врачом будет вынужден направиться в безопасное место.

Так как игроки в Арканаре — агенты под прикрытием, они не знают культурного контекста, в соответствии с которым общаются местные, а он весьма нетривиален. Например, любая серьёзная договорённость должна сопровождаться подарком, в противном случае считается, что это обман либо пустословие. Другой пример: если смеёшься над шуткой, принято хлопать рукой по столу или по бедру, а если не хлопаешь, значит, смеёшься неискренне. В общем, правила довольно глупые, присущие слаборазвитому обществу и потому контринтуитивные.

Но дети этого не знают. Они приходят к знати и пытаются договориться об освобождении врача с наскока, но каждый раз терпят крах, а конвой с врачом между тем неуклонно приближается к месту казни. После промежуточной рефлексии дети приходят к выводу, что без лучшего понимания культурных норм местной знати не обойтись. Поэтому они заходят в комнату к знати под видом прислуги, начинают там убираться, а попутно — внимательно слушают, о чем идёт речь, смотрят, кто как себя ведёт. После чего лазутчики возвращаются на базу, формируют стратегию переговоров, используя которую, им удается достичь успеха и спасти врача.

Благодаря этому, дети учатся, во-первых, внимательно и осмысленно слушать, а во-вторых, быстро получают успешный опыт слушания: послушал, сформировал стратегию, победил. Заодно они осознают, что у разных людей могут быть разные правила общения, что вдвойне важно, т.к. в детском доме, как в любой закрытой структуре (тюрьма, армия, в меньшей степени — корпорация) — свои правила общения, отличающиеся от мира обычных людей, и могут задуматься о том, что правила общения, принятые внутри детского дома, могут и не подходить к общению в другой ситуации — например, на работе.

Где в реальной жизни они получат такой опыт? Скорее всего, нигде, как и большинство из нас. А в игре они получают и опыт, и его анализ во время послеигрового разбора полётов. Конечно, за одну игру навык не сможет устойчиво закрепиться (кстати, именно поэтому наша программа рассчитана на 3 года). Но суть игры как методики в том, что благодаря эмоциональной включенности и непосредственному проживанию происходит проблематизация, а личная значимость этого опыта для ребенка значительно возрастает.

1 comment

Add yours

Добавить комментарий