Ретвиты Порошенко и травля Хаматовой. Можно ли использовать имя президента для благотворительности


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

По случаю дня рождения президента Украины Петра Порошенко его супруга Марина Порошенко стала инициатором благотворительного интернет-флешмоба. Она записала и опубликовала в социальных сетях видеообращение, в котором пообещала передать в пользу фонда «Таблеточки» по 1 гривне за каждое поздравление главе государства с юбилеем в соцсетях, а также — просто за каждый лайк, шер, ретвит или комментарий. Акция вызвала неоднозначную реакцию у интернет-общественности. Андрей Сучилин — о том, насколько корректно использовать имя президента для пиара и сборов в пользу благотворительной организации.

Акция первой леди

26 сентября Петр Порошенко отпраздновал юбилей — ему исполнилось 50 лет. «Дважды по 25!» — написал он в Facebook и Twitter, а «Фонд Порошенка» опубликовал такое объявление от лица его супруги, которая этот Фонд возглавляет.

Любой президент любой страны – фигура одиозная. Многим гражданам внутри страны и за ее пределами он нравится, многим – не нравится. Все акции, связанные с именами президентов, оцениваются пристрастно, причем это легко объяснимо и совершенно нормально для живого общества.

Персонально я, во-первых, не являюсь гражданином Украины. Петр Порошенко от меня, скажем так, достаточно далек. Однако, во-вторых, в отличие от некоторых своих сограждан, я не считаю украинское правительство «хунтой» или еще какой-нибудь особо отвратительной гадостью. Кстати, в этом отношении мою точку зрения разделяет и президент РФ Владимир Путин – он поздравлял Порошенко с победой на легитимных выборах. Этого не слишком уж важного момента для целей моей заметки вполне достаточно.

Потому я буду говорить об общей ситуации, когда для пиара и сбора средств для некого благотворительного фонда используется имя президента страны. Неважно, какого президента и неважно, какой страны.

Реакция в соцсетях

Один из первых и, подчеркиваю, совершенно нормальных для соцсетей (с моей точки зрения) комментариев таков:

коммент-1

Далее выясняется, и я склонен этому верить, что инициатива сбора средств для фонда Таблеточки действительно принадлежит первой леди Украины, а фонд ее ни о чем подобном не просил. Причем далее представители фонда комментируют инициативу Марины Порошенко так:

коммент-2

Есть и достаточно резкие комментарии. Я приведу украинский текст. Поскольку он, как мне кажется, понятен и русскоязычному читателю, а экспрессия его автора будет лучше видна, чем в переводе:

коммент-3

Мне трудно понять, почему благотворительный фонд не должен собирать деньги для лечения детей от рака, потому негодование автора этого сообщения я склонен объяснять именно тем фактом, что сбор средств происходит в связи с именем президента Украины. К тому же, похоже, автор не доверяет никакой благотворительности, связанной с властью. И это мне очень понятно. И мне больше бы понравилось, если бы деньги перечислялись фонду за любые, в том числе – критические комментарии в адрес и Порошенко, и инициативы его супруги. Но.

Прецедент Чулпан Хаматовой

Я наблюдал в социальных сетях по крайней мере две крупные волны возмущения прогрессивной общественности деятельностью Чулпан Хаматовой. Имеется в виду ее участие в ролике в поддержку кандидатуры Владимира Путина и, спустя некоторое время, ее заявление о том, что она еще раз готова сняться в подобном ролике, если власти снова выделят значительные деньги для лечения детских онкологических заболеваний.

Мои очные и заочные друзья, которые читают меня на «Филантропе», в социальных сетях и на некоторых других сайтах, знают, что я резко критически настроен по отношению к социальному, политическому,  экономическому и культурному режимам, которые сложились в Российской Федерации  за последние примерно 25 лет. Однако еще более критически я настроен к нарушению здравого смысла, логики и этики. И по отношению к явной и бессмысленной лжи.

Вторая волна возмущения деятельностью Чулпан Хаматовой была, с моей точки зрения, особенно отвратительной. По интернетам гуляло письмо, содержавшее бессмысленную и нелепую, некстати примененную обсценную лексику в адрес Чулпан. И автором этого письма была объявлена некая женщина-врач. «Простой онколог», которая в промежутках между матерщиной обвиняла Хаматову в том, в чем всегда и всех принято в РФ обвинять: в воровстве. Я не знаю, друзья, читали ли вы это т.н. «мнение авторитетного эксперта», но оно меня взбесило по трем причинам.

Первая причина. Это письмо профессионально безграмотно.

Вторая причина. Это явно сочиненная каким-то прогрессивным доброхотом художественно-фантазийная чушь, а вовсе не кровь, пот и слезы скромной и пьющей профессиональной провинциальной докторши. И я готов, как профессионал в области анализа текстов, это доказать.

Третья причина. Я очень сомневаюсь в том, что люди, поносившие Хаматову, буде они внезапно получили бы суммы, сравнимые с той, которую получила она, вообще что-либо смогли сделать для детей, больных раком. Плюс к тому: они никогда бы эти деньги не получили.

Есть и четвертая причина, но она – из области совсем субъективных  вещей. У каждого свой порог дозволенного. Что касается меня, если бы мне внезапно позвонил Владимир Путин и сказал: «А знаешь, Андрей, мы тут решили выделить тебе деньги на строительство детской онкологической больницы или на санаторий для старых и больных ветеранов рок-н-ролла, но ты должен как-то поучаствовать в ролике в поддержку моей кандидатуры в следующие президенты», — я бы ответил: «Давайте деньги немедленно, я готов написать музыку к вашему ролику, а также бегать в нем без трусов. Но говорить я ничего не буду. Вот выйду из больницы и немедленно готов приступить. Или можете прямо сейчас высылать съемочную группу».

А Чулпан Хаматова согласилась и поговорить.

Есть и другие прецеденты. Например, я лично знаю очень мною уважаемых людей, которые активно сотрудничали и пользовались деньгами благотворительного фонда Рината Ахметова, — выразимся так, неоднозначного украинского магната. Ахметов, правда, не просил их сниматься в рекламных роликах в его поддержку. И было это до начала т. н. «российско-украинского конфликта».

Мини-опрос

По мотивам этих рассуждений я создал следующую шкалу вопросов для мини-исследования:

  1. Вы никогда и ни при каких обстоятельствах не станете брать деньги у власти на благотворительность и станете осуждать тех, кто соглашается это делать;
  2. Вы никогда и ни при каких обстоятельствах не станете брать деньги у власти на благотворительность, но не станете осуждать тех, кто соглашается это делать;
  3. Вы готовы брать деньги у власти на благотворительность, если она не выдвигает неприемлемых для вас  требований;
  4. Вы готовы поступиться некоторыми своими принципами, касающимися отношения к власти (и только ими), если вы получаете деньги у власти на очевидно благие дела;
  5. Вы готовы сделать что угодно, что не нарушает заповеди и уголовный кодекс, если власть предлагает вам деньги на благотворительность.

Сейчас я сильно ограничен в смысле интернета. Потому опрос у меня получился совсем мини. И тем не мене:

1 вариант – 5 человек, 2 – 5 человек. 3 – 4 человека, 4 – 4 человека, 5 – 2 человека.

Друзья, прочитав мою заметку и ответив на эти вопросы, вы поможете мне и всем нам скорректировать эти цифры. И кое-что важное понять. Отвечать можно в комментариях.

2 Comments

Add yours
  1. kindergod

    Вы готовы брать деньги у власти на благотворительность, если она не выдвигает неприемлемых для вас требований;

Добавить комментарий