Эффективность на понятном языке. В Москве представили SROI, метод оценки социальных программ


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

30 октября CAF Россия в рамках «Школы фондов» устроил встречу, посвященную оценке социального возврата на инвестиции (SROI). Один из основоположников SROI, Джереми Николс, рассказал собравшимся, что с помощью этого метода можно не только перевести разговор о социальном эффекте на понятный язык денег, но также заранее спрогнозировать социальный результат и улучшить свои программы.

Встреча по SROI

Встреча по SROI

Это было уже третье за последние дни мероприятие, посвященное SROI. Первый раз этот метод представили на Конференции Форума доноров 22 октября, где были обозначены основные принципы и подходы. 29 октября Джереми Николс выступил пленарной сессии конференции АСОПП (Ассоциация специалистов по оценке программ и политик); там же Юлия Ромащенко из CAF Россия рассказала о первом в России применении примере SROI — с помощью этого метода оценивали программу «Будь здоров!». А 30 октября для наиболее вовлеченной и заинтересованной аудитории состоялась специальная встреча и развернутый разбор примера оценки программы «Будь здоров!»

Юлия Ромащенко и Джереми Николс

Юлия Ромащенко и Джереми Николс

Зал Paper на Красном Октябре был совершенно полон, присутствовало около 60 человек. Половина времени встречи отдали для выступления Джереми Николса, который смог образно и глубоко представить сущность социальных ценностей и их значение в современном мире. Все это звучало непривычно для аудитории, вовлеченной в социальные программы: здесь принято считать, что главное не деньги, а социальный результат, Джереми же проводил многократные параллели между социальной деятельностью и финансовой сферой. В бизнесе принято использовать финансовые показатели для измерения эффективности той или иной деятельности. Однако любая наша деятельность создает или разрушает ценности, и это касается не только финансовых ценностей, но и социальных, и экологических ценностей. Методика SROI была создана, чтобы сократить разрыв в учете социальных ценностей, применить к их оценке в том числе и доступные финансовые методы и сопоставить социальные ценности с вложенными деньгами. С помощью этого метода можно управлять создаваемой социальной ценностью, максимизировать социальный эффект по отношению к вложенным средствам, а также спрогнозировать социальный результат заранее и улучшить свои программы. Кроме того, язык денег понятен абсолютно всем, что дает возможность наглядно демонстрировать донорам и инвесторам значимость социальных результатов.

Но, главное, что метод SROI помещает в центр исследовательского процесса  стейкхолдеров, непосредственных участников программы, с которыми происходят изменения.

Что важно для людей, вовлеченных в программу?

Маркетологам давно известно, что люди  платят не за товары, а за те ценности, которые за ними стоят, которые формирует общество или человек сам для себя. Поэтому эти ценности будут отличаться у разных людей.  Джереми привел пример с дорогими туфлями, которые кому-то приносят феерические ощущения легкости, значимости и женственности, а для кого–то – совершенно ничего не означают. Так и с социальными ценностями, одним важно одно, а другим – совершенно иное. Поэтому исследователь SROI, в первую очередь, спрашивает у людей, что важно для них, и насколько это для них важно. Именно у участников, благополучателей, а не у доноров или менеджеров программы.

Получаем ли мы только положительные или еще и отрицательные результаты нашей деятельности?

Пока мало кто ставит перед собой такие вопросы в России. Джереми привел любопытные примеры зарубежных компаний. Например, Kering Group провела оценку вреда окружающей среде, наносимого ее деятельностью, и опубликовала результаты. Смелое решение, которое привело еще и к росту акций компании. А компания–производитель цемента Ambuja Cement из Индии учитывает социальные и экологические прибыли и убытки наряду с финансовыми показателями. Впечатляет, не правда ли?

После полуторачасового погружения в осмысление социальных ценностей все участники должны были задуматься над вопросами: «Что еще можно сделать, чтобы повысить социальную ценность для участников наших программ? Как усовершенствовать наши усилия, чтобы достичь большего социального эффекта? Интересно, сколько ценностей мы создаем в денежном эквиваленте?»

Юлия Ромащенко

Юлия Ромащенко

После перерыва на большую часть вопросов был дан ответ в разборе кейса оценки SROI программы «Будь здоров!», выполненной CAF для компании «Мон’дэлис Русь» и представленный Юлией Ромащенко. Оценка помогла изучить изменения, достигнутые с помощью программы по формированию привычек здорового питания у младших школьников. Многоэтапный анализ был проведен в нескольких регионах и показал, что помимо запланированных результатов программы были получены и другие результаты, связанные с улучшением некоторых аспектов благополучия детей, родителей и учителей. Например, у детей улучшились взаимоотношения с учителями и друг с другом, повысилась самооценка, физическая активность. Все эти нематериальные результаты исследователи тщательно перевели в денежный эквивалент и получили соотношение 4:1. То есть на один вложенный в программу рубль было создано социальных ценностей на 4 рубля.

Методика SROI – новое слово в оценке социальных ценностей, зарекомендовавшая себя в зарубежных странах, демонстрирующая инновационный подход не только к измерению социальных результатов, но и их прогнозированию. С помощью SROI можно глубоко проанализировать истинные смыслы деятельности и повысить ее эффективность, что, надеемся, теперь и будут делать российские благотворители.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий