Эффективность на понятном языке. В Москве представили SROI, метод оценки социальных программ
30 октября CAF Россия в рамках «Школы фондов» устроил встречу, посвященную оценке социального возврата на инвестиции (SROI). Один из основоположников SROI, Джереми Николс, рассказал собравшимся, что с помощью этого метода можно не только перевести разговор о социальном эффекте на понятный язык денег, но также заранее спрогнозировать социальный результат и улучшить свои программы.
Это было уже третье за последние дни мероприятие, посвященное SROI. Первый раз этот метод представили на Конференции Форума доноров 22 октября, где были обозначены основные принципы и подходы. 29 октября Джереми Николс выступил пленарной сессии конференции АСОПП (Ассоциация специалистов по оценке программ и политик); там же Юлия Ромащенко из CAF Россия рассказала о первом в России применении примере SROI — с помощью этого метода оценивали программу «Будь здоров!». А 30 октября для наиболее вовлеченной и заинтересованной аудитории состоялась специальная встреча и развернутый разбор примера оценки программы «Будь здоров!»
Зал Paper на Красном Октябре был совершенно полон, присутствовало около 60 человек. Половина времени встречи отдали для выступления Джереми Николса, который смог образно и глубоко представить сущность социальных ценностей и их значение в современном мире. Все это звучало непривычно для аудитории, вовлеченной в социальные программы: здесь принято считать, что главное не деньги, а социальный результат, Джереми же проводил многократные параллели между социальной деятельностью и финансовой сферой. В бизнесе принято использовать финансовые показатели для измерения эффективности той или иной деятельности. Однако любая наша деятельность создает или разрушает ценности, и это касается не только финансовых ценностей, но и социальных, и экологических ценностей. Методика SROI была создана, чтобы сократить разрыв в учете социальных ценностей, применить к их оценке в том числе и доступные финансовые методы и сопоставить социальные ценности с вложенными деньгами. С помощью этого метода можно управлять создаваемой социальной ценностью, максимизировать социальный эффект по отношению к вложенным средствам, а также спрогнозировать социальный результат заранее и улучшить свои программы. Кроме того, язык денег понятен абсолютно всем, что дает возможность наглядно демонстрировать донорам и инвесторам значимость социальных результатов.
Но, главное, что метод SROI помещает в центр исследовательского процесса стейкхолдеров, непосредственных участников программы, с которыми происходят изменения.
Что важно для людей, вовлеченных в программу?
Маркетологам давно известно, что люди платят не за товары, а за те ценности, которые за ними стоят, которые формирует общество или человек сам для себя. Поэтому эти ценности будут отличаться у разных людей. Джереми привел пример с дорогими туфлями, которые кому-то приносят феерические ощущения легкости, значимости и женственности, а для кого–то – совершенно ничего не означают. Так и с социальными ценностями, одним важно одно, а другим – совершенно иное. Поэтому исследователь SROI, в первую очередь, спрашивает у людей, что важно для них, и насколько это для них важно. Именно у участников, благополучателей, а не у доноров или менеджеров программы.
Получаем ли мы только положительные или еще и отрицательные результаты нашей деятельности?
Пока мало кто ставит перед собой такие вопросы в России. Джереми привел любопытные примеры зарубежных компаний. Например, Kering Group провела оценку вреда окружающей среде, наносимого ее деятельностью, и опубликовала результаты. Смелое решение, которое привело еще и к росту акций компании. А компания–производитель цемента Ambuja Cement из Индии учитывает социальные и экологические прибыли и убытки наряду с финансовыми показателями. Впечатляет, не правда ли?
После полуторачасового погружения в осмысление социальных ценностей все участники должны были задуматься над вопросами: «Что еще можно сделать, чтобы повысить социальную ценность для участников наших программ? Как усовершенствовать наши усилия, чтобы достичь большего социального эффекта? Интересно, сколько ценностей мы создаем в денежном эквиваленте?»
После перерыва на большую часть вопросов был дан ответ в разборе кейса оценки SROI программы «Будь здоров!», выполненной CAF для компании «Мон’дэлис Русь» и представленный Юлией Ромащенко. Оценка помогла изучить изменения, достигнутые с помощью программы по формированию привычек здорового питания у младших школьников. Многоэтапный анализ был проведен в нескольких регионах и показал, что помимо запланированных результатов программы были получены и другие результаты, связанные с улучшением некоторых аспектов благополучия детей, родителей и учителей. Например, у детей улучшились взаимоотношения с учителями и друг с другом, повысилась самооценка, физическая активность. Все эти нематериальные результаты исследователи тщательно перевели в денежный эквивалент и получили соотношение 4:1. То есть на один вложенный в программу рубль было создано социальных ценностей на 4 рубля.
Методика SROI – новое слово в оценке социальных ценностей, зарекомендовавшая себя в зарубежных странах, демонстрирующая инновационный подход не только к измерению социальных результатов, но и их прогнозированию. С помощью SROI можно глубоко проанализировать истинные смыслы деятельности и повысить ее эффективность, что, надеемся, теперь и будут делать российские благотворители.
+ There are no comments
Add yours