Прозрачность как путь к эффективности: для чего третьему сектору нужны этические стандарты


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии
Об авторе
Анна Коваль

Анна Коваль — эксперт проекта «Прозрачность НКО» в  «Трансперенси Интернешнл — Р»

В своей статье Владимир Берхин постарался  убедить нас в том, что стоит оставить третий сектор в покое и не пытаться его оценивать или призывать к самосовершенствованию. Он описал некоторые неутешительные практики в некоммерческой среде и предложил оставить все, как есть, «чтобы не было хуже». Мы в Центре антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Р» считаем, что повышать стандарты работы третьего сектора можно, причем с пользой для самих НКО. И нужно, поскольку в этом заинтересован сам сектор, а в случае с теми некоммерческими организациями, которые получают государственное финансирование, — каждый из нас.

После прочтения его статьи мне как никогда прежде захотелось что-то менять. Начать можно с объективной оценки прозрачности и этики НКО-сектора и помощи тем НКО, которые хотят работать честно и открыто без ущерба для их содержательной деятельности.

Не буду спорить, оценка эффективности НКО — дело неблагодарное и трудно реализуемое. Возникает сразу несколько вопросов, например: как найти осмысленные и универсальные индикаторы эффективности для такой неоднородной группы, как российские НКО; как вообще браться за оценку в условиях отсутствия более или менее общепринятого представления о том, какая организация считается эффективной.

А вот оценка уровня прозрачности и этических стандартов НКО — задача вполне посильная. Что важнее, это давно назревшая необходимость. О том, что в секторе не все так гладко, достаточно убедительно написал сам Владимир Берхин. К тому же результаты мониторингов сайтов НКО, состязавшихся за госфинансирование, которые несколько лет проводит Центр «ТИ-Р», недвусмысленно говорят о том, что сектору есть куда расти. Не у всех получающих господдержку свыше 3 млн рублей есть собственный сайт; только у 11 из 735 организаций, претендовавших на гранты в сфере правозащиты, на сайте обнаружились этические кодексы или попытки создания таковых. Более того, представляется необходимым не только оценить прозрачность, но  и показать, к чему стремиться и на что ориентироваться (то есть выработать стандарты качества), а также предложить решения для тех, кто хочет поработать над своими слабыми местами. В рамках направления деятельности «Прозрачность и этика некоммерческих организаций» этим занимается в последнее время команда Центра «Трансперенси Интернешнл – Р».

Мы убеждены, что соответствие определенным этическим стандартам и стандартам раскрытия информации — это ключ к эффективности организации, какой бы смысл каждая НКО ни вкладывала в понятие эффективности. И, в отличие от иных абстрактных критериев, уровень прозрачности и уровень этичности НКО поддаются измерению.

Зачем это нужно?

Для начала, следует различать два типа некоммерческих организаций: НКО, которые получают деньги из государственных источников, и те, кто обходится другими источниками финансирования.

В первом случае все довольно просто. НКО тратят деньги налогоплательщиков, то есть наши с вами деньги. Рискну предположить, что российским гражданам должно быть небезразлично, кто именно и как эти деньги расходует. Более того, они имеют право это знать.

Что же касается остальных НКО, каждая решает сама за себя. Если источник (или источники) средств НКО удовлетворен степенью прозрачности реципиента, то так тому и быть. Однако для нас преимущества прозрачной и этичной работы очевидны.

этика

Прежде всего, разработка этических процедур позволит НКО привести внутреннюю кухню в порядок, что в свою очередь, неизбежно сделает организацию сильнее и эффективнее. Вдобавок, заметность организации  в публичном пространстве — прекрасное средство привлечения новых сторонников или партнеров. Кроме того, прозрачность — это хороший способ повысить конкурентоспособность в борьбе за финансирование. Многие крупные доноры с большим трепетом относится к прозрачности и этичности получателей своих средств, и могут отказаться сотрудничать с НКО без внятного сайта и тем более этически недобросовестными организациями. Элементарные этические руководства для сотрудников и прописанный способ разрешения конфликта интересов покажут донору, что организация ответственно относится к расходованию каждой копейки. Наконец, прозрачность поможет обезопасить организацию от претензий со стороны контролирующих органов и привести ее работу в соответствие с российским законодательством. Например, мало кто помнит о статье 27 о конфликте интересов в ФЗ «О некоммерческих организациях» (№ 7-ФЗ от 12.01.1996), которая запрещает руководителю и органам управления сделки с личной заинтересованностью.

Стоит также добавить, что делать это нужно прямо сейчас. Рано или поздно за регулирование НКО возьмется государство, и вряд ли третьему сектору понравятся те правила игры, которые ему будут навязаны сверху.

Плохая репутация одной недобросовестной НКО бросает тень на весь сектор, и именно поэтому мы крайне заинтересованы в том, чтобы улучшать стандарты в своей профессиональной среде.

Как это сделать?

Помимо недостатка мотивации и понимания того, зачем это нужно, многим организациям просто не хватает ресурсов (времени, людей, компетентных специалистов, общего понимания, в каком направлении двигаться), необходимых для разработки внутренних этических процедур или для совершенствования своего сайта в сторону большей доступности и открытости.

Специально для таких организаций мы уже разработали ряд практических решений и вскоре предложим новые. Проблему «чистого листа» и нехватки ресурсов поможет решить наш онлайн-генератор кодекса этики, который дополняют инструкции в формате PDF и обучающий видеокурс. Онлайн-генератор кодекса этики создает базовый набор положений для этического кодекса с учетом предпочтений и специфики деятельности конкретной организации. В ближайшие месяцы будут созданы похожие инструменты по каждой из тем, несущих с собой этические риски (конфликт интересов, закупки, взаимоотношения с донорами и др.).

Три организации — «ИРП-Сибирь», «Общественный вердикт» и «Беллона» — уже воспользовались нашими инструментами и разработали собственные кодексы. Кодекс «ИРП-Сибирь» уже в действии, проекты документов «Общественного вердикта» и «Беллоны» — на стадии обсуждения.

В скором времени мы предложим адресное обучение и помощь другим НКО, кто хотел бы разработать для себя механизмы этического регулирования (или структурировать и зафиксировать имеющиеся) и сделать свой сайт более доступным и информативным. Право на участие в программе и получение адресной консультации от команды Центра «ТИ-Р» будет предоставляться на конкурсной основе.

Ряд организаций не хочет раскрывать больше информации о себе, чем сейчас,  поскольку для них это означает серьезные риски, и зачастую их опасения обоснованы. В то же время, мы считаем, что есть минимальный набор сведений, которыми каждая НКО может сделать достоянием общественности. Если организация убеждена, что не может раскрыть даже эту базовую информацию, вместо этого она может сформулировать и опубликовать принципы принятия решения о нераскрытии той или иной информации.

Наконец, часть НКО хотела бы навести порядок во внутренней кухне и на своем сайте, но не считает это приоритетом в нынешних условиях «борьбы НКО за существование». Однако я убеждена, что идеально подходящего момента не будет никогда. И лучше сделать это сейчас самостоятельно и на свое усмотрение, чем ждать, когда через несколько лет регулированием внутренней работы НКО с еще большим рвением займется государство.

Эти вопросы нельзя отложить в долгий ящик еще и потому, что нечистоплотные НКО есть уже сейчас, и уже сейчас их репутация сказывается на репутации всего сектора.

Вы уверены, что это поможет?

Мне часто задают вопрос, существуют ли объективные данные, которые подтверждали бы положительный эффект от использования в работе НКО механизмов этического саморегулирования. К сожалению, таких данных нет, и вряд ли они когда-либо появятся.

Для того чтобы установить зависимость между качеством внутренних этических процедур и эффективностью работы НКО, необходимо как минимум измерить эффективность работы НКО до и после внедрения этических процедур. Причем одной организации для достоверного определения зависимости будет недостаточно. Мы с Владимиром Берхиным сходимся во мнении, что способов измерить эффективность работы НКО скорее всего нет.  Дело не только в разногласиях по поводу трактовки эффективности, но и в отсутствии измеряемых индикаторов.

Преимущества использования кодексов этики еще труднее поддаются измерению. Мы никак не измерим рост последовательности и быстроты принятия решений в спорных с точки зрения этики ситуациях, либо снижение рисков нарушения организацией законодательства о конфликте интересов и т.п.

В такой ситуации мы можем опираться лишь на наблюдения и отзывы тех, кто уже решился на изменения. И мы неоднократно слышали от российских и зарубежных коллег, насколько это укрепило их организацию изнутри. Наконец, надо понимать, что меры, которые мы предлагаем, действуют в долгосрочной перспективе. Должны пройти месяцы, прежде чем коллектив освоит новые процедуры, они начнут работать как отлаженный механизм и станут неотъемлемой частью принятия решений.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий