Крепкая профессия плиточника-отделочника


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

отделочные работы

В подмосковный детский дом мы приехали с Максимом*, спасателем МЧС, профессиональным преподавателем спортивного туризма, человеком, имеющим длительный и раскидистый опыт работы со школьниками. Что и говорить, все собравшиеся в аудитории дети слушали, как завороженные. Максим Александрович провел блестящее занятие по профориентации, рассказал детям о случаях из практики, сам задавал много вопросов и цепко держал аудиторию. Даже девочки радостно примеряли защитный костюм и работали с гидравлическими ножницами, перерубая арматуру. Профориентационный фильм про спасателей, показанный в конце, дети посмотрели целиком, вытерпев 20 минут без попыток уйти в гаджеты или сбежать.

Об авторе
Евгения Венина

Евгения Венина

Евгения Венина — координатор проекта социальной адаптации «Полдень» в Москве. С 2011 ведущий специалист Центра интерактивных образовательных технологий МГУ имени М.В. Ломоносова, разработчик образовательных игровых модулей, дизайн-концепций образовательных программ, семинаров.

Вдохновленные дети наконец разошлись, мы собираем вещи. Слышу разговор воспитательниц за спиной:

— Боря спрашивает, «А можно мне в спасатели?», но он же неспортивный, не надо ему туда…

Боря — мальчишка примерно 12 лет, типаж — коренастый крепыш. Но двенадцать лет! Время, когда можно направить ребенка, помочь ему мечтать. Я отвечаю воспитательнице: «Скажите ему, чтобы спортом занимался», а больше сказать нечего, ведь это разовый приезд спасателей, «рекламная акция». Некому подхватить инициативу — энтузиазм умрет на следующий день.

История вторая. Саша уже закончил школу и пошел в колледж. Он фанат техники, компьютеров, самостоятельно по видеоурокам собирает из комплектующих гаджеты — флешку, системный блок… На профориентационном занятии с инженером из МАМИ он, — уже после того, как основная часть закончилась, — принес всю свою технику хвастаться. Путем осторожных расспросов мы узнали, что Саша учится… на садовника. Почему? «А что, профессия как профессия, заработаю денег на комплектующие и буду собирать компьютеры!»

Когда начинаешь задумываться о стратегии получения профессии ребенком из детского дома, поначалу недоумеваешь, как и кто вообще выбирает профессию для детей? Сомнительно, чтобы школьники массово хотели стать сварщиками или внятно представляли себе профессию бухгалтера. Конечно, в детском доме существуют стандартные тесты на профориентацию, а также разнообразные активности — экскурсии, дополнительные мастер-классы (от кулинарии до режиссуры), рассказы старших — студентов колледжей. Однако этого, как показал неформальный опрос, недостаточно для осознанного выбора.

В одном детском доме все мальчики-выпускники 2014 года отправились в колледж получать рабочую специальность. «Получат специальность, смогут всегда заработать», — аргументирует выбор директор. Посмотрев на ситуацию изнутри, волонтеры начинают сомневаться — стоит ли расширить коридор выбора, например, ориентировать детей на вуз? Мы получили данные по 180 детям из 5 крупных городов России. Из почти 200 выпускников 9 класса только шестеро идут в 10 класс.

У детского дома своя логика: в вуз поступают в 16-17 лет, а это значит, что студент вуза очень быстро останется без особой поддержки со стороны знакомых воспитателей. Уже на 2-3 курсе подросток, привыкший к жесткой дисциплине детского дома, имеющий мало практики принятия самостоятельных решений, начинает жить самостоятельно, в общежитии или в выделенной квартире/комнате. Конечно, выпускники детских домов приходят в гости к своим воспитателям, но отслеживать процесс учебы крайне сложно.

Таким образом, основная трудность — не в косности или зашоренности детского дома. И даже не в том, чтобы разово зажечь детей, показать им, что работа и учеба может быть крутой и интересной. Организовать системную деятельность, поддерживать студента месяцами и годами, работать индивидуально с каждым, особенно после выпуска из детского дома — вот что оказывается неподъемной ношей для системы детских домов задачей. Детский дом делает все, что может — в рамках отведенного ему срока «до 18», а что с человеком происходит дальше — это уж как повезет.

3 Comments

Add yours
  1. Иван Герасимов

    Кстати, не к рекламе. Есть молодой сайт, который собирает отзывы о профессии работе для тех, кто ищет работу, ищет куда пойти учиться https://proffobzor.ru/blog/ Всегда будут рады новым отзывам, ну и оставлять свои отзывы можно без проблем.

  2. Irina Maltseva

    15 девочек из моего класса «выбрали» профессию ткачихи, потому что стипендия там была 70 рублей, а не 9, как в других местах. Но все же основной мотив выбора был- «за компанию», как и у мальчиков, поголовно ушедших в строительное ПТУ. В 15 лет страшно шагнуть в неизвестность одному.
    Мечта «стать кем-то» — это роскошь для выпускника дед/дома, идут туда, где берут или туда, где можно заработать на жизнь.

  3. Анатолий

    В детдоме вдохновлять на низкие профессии на которые они итак пойдут.Бред несете дамочка..Вне стен детского дома надо, а не у сытой тарелки!!

Добавить комментарий