Дедовщина как основа управления. Что мешает справиться с жестокостью в детдомах


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

жестокость

В читинском детском доме выявили дедовщину, причем в двух плоскостях: участие в этом принимали и сотрудники учреждения, и старшие воспитанники. И понеслось: кто-то предлагает посадить директора детского дома в тюрьму, непосредственных виновников туда же. Но мало кто понимает, что кампанейщина пройдет, а ситуация повторится, — может, в ближайшей к Чите области или каком-нибудь другом регионе. Наказания, а равно как и поощрения не решат главную проблему – кадровую.

Как так получается, что инструментом управления в детском коллективе становятся тюремные порядки и жесткость? Чем ниже профессионализм сотрудников учреждения, тем чаще в детском доме бывают проявления недетского отношения к сиротскому детству. Мало того, что ребенку нанесена травма при изъятии его из семьи, его бьют за государственные деньги.

Кадровый вопрос был и будет главным в работе любых систем, но в работе с травмированным детством он имеет особенно высокую цену. Перед ребенком, который живет в казенной системе, может стоять либо специалист со знанием и добрым сердцем, либо человек с кнутом. Кнут довольно эффектный инструмент: ударил — дети шелковые. И если у воспитателя не хватает компетенций для работы с трудными детьми, кнут в его руке окажется с большой вероятностью.

Но издевательства — не то, ради чего государство создает системы помощи оставленным детям. Часто для решения проблемы жестокого обращения предлагают ставить в детских домах видеокамеры или проводить рейды. Некоторые вообще предлагают каждый год сотрудникам проходить полиграф. Но все это половинчатость решений.

Первое, что нужно сделать, — ввести отбор кадров, пересмотрев штатное расписание в детском доме. Однозначно повысить заработную плату тем, кто имеет профильное образование. Хотя бы раз в год проводить супервизию состояния сотрудника учреждения, чтобы вовремя обнаружить признаки профессионального выгорания. Проводить повышение квалификации сотрудников учреждений. Работать в детдоме не только с детьми, но и с сотрудниками на их рабочем месте: штатные психологи детдомов с этим не справляются. Для такой работы можно привлекать специалистов извне, из рядов тех же НКО и фондов.

И главное, на чем настаиваю, — нужна сменяемость директоров детских домов. Некоторые работают так давно, что уже не чуют берегов, им сложно перестроиться. Между тем, директор детского дома — главный ключ к успеху жизни всей системы учреждения.

Нужно дать детям возможность сообщать о том, что в детском учреждении что-то не так. И, конечно, надзорные органы должны оставить обычный вой формализм по отношению к работе. Контроль и проверки должны быть настоящими.

Нужно максимально открыто сообщать, что в детском королевстве нелады. А для тех, кто совершил преступление, — вносить их в черный список, не давать ходу их карьере в сиротских учреждениях.

2 Comments

Add yours
  1. Ирина

    Все зависит от руководства. Для кого детдом- семья такого никогда не будет, а для кого работа- будет на все смотреть скозь пальцы. В глубинке в детские дома редко ездят с проверками, не добираются волонтеры, люди работают в детских длмах из за отсутствия рабочих мест а не по призванию. У детей очень низкий кругозор и понимание социума. Я за то чтобы детские дома были ближе к крупным городам, чтобы детям хватало общения и они могли лбратиться за реальной помощью. Тогда и порядка будет больше.

  2. Василий Берладир

    В армии дедовщина существует там, где офицеры самоустраняются от выполнения своих прямых служебных обязанностей. Думаю, что в детдомах имеет место то же самое.

Добавить комментарий