Вскладчину и в ссыпчину. Как привлечь деньги на локальные проекты


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Краудфандинг – это звукосочетание, слово немного пугает и отталкивает, «кра» — как крик вороны, «динг» — показывает что слово иностранное, не родное. И все-таки стоит посмотреть повнимательнее – что стоит за ним, почему все чаще оно попадает в наши разговоры, когда мы говорим о поиске средств и поддержке наших идей и проектов, когда нам нужны деньги.

Народное финансирование – звучит гораздо лучше, и гораздо понятнее, хотя и тут много смыслов – от подготовки свадьбы «в складчину» до провального народного IPO крупнейшего банка. Но именно эта история и интересна – как и в какой форме мы пытаемся привлечь деньги от наших друзей и знакомых, где находим доступные, чаще всего потребительские кредиты или иные источники финансирования. Деньги часто нужны, что запустить социальный проект, сделать первую закупку товара или сырья для производства, попробовать и проверить свою идею. Деньги ищут и начинающие предприниматели – обычные или социальные, и представители общественных организаций. Те, кто хочет получить доход и направить его на общественное благо или на обеспечение своей семьи – у всех по-разному ставятся цели, но инструментов не так уж и много.

И хочется найти и показать один из возможных способов привлечения денег – «вскладчину» или как я услышал в Беларуси – «в ссыпчину» — с помощью народного финансирования, которое и называется по-английски «краудфандинг».

Для удобства описания мы возьмем самую интересную аудиторию – социальных предпринимателей и то, как им удается привлекать деньги на свои проекты от большого числа друзей и сторонников. Мы рассмотрим разные проекты и их истории, предложим свою версию успешных подходов и сделаем это в формате небольшого методического пособия. Но сейчас – хочется остановиться на одной простой истории, иллюстрирующей реальную ситуацию сложности привлечения денег в принципе, хотя, наверное, это знают большинство читателей и без меня.

Когда мне рассказали первый раз эту историю – я не поверил, думал просто шутка. Но потом услышал об этом еще раз, потом разместил в социальной сети фейсбук и мои друзья написали, что это очень популярная и распространенная практика. Вот о чем речь:

«Российское народное микрокредитование: взять в кредит на три года под ноль процентов товар в магазине техники (типа „М-Видео“, „Техносила“ и прочие) и продать за 50—75% от цены. При 75% — получается потребительский кредит в 17% годовых! Сегодня товарищи порекомендовали. Правда, говорят и тут ставки растут — товары в кредит под ноль процентов уже дают не на три, а на два года, но все равно даже при продаже через ломбарды условия лучше, чем в микрофинансовых организациях и банках. То есть этот рынок так далеко ушел от граждан, что граждане изобретают решения проблем сами».

История не уникальна, я слышу практически от всех социальных предпринимателей — то, что они делают для своих городов в качестве общественного блага, от создания театров до запуска производств с трудоустройством социально-незащищенных групп, делается, как правило, на обычные потребительские кредиты с жуткой процентной ставкой, которая выше даже ломбардных схем.

И тут я подумал: «А если традиционный для многих стран, и России в том числе, способ сообща собирать ресурсы – „краудфандинг“ — может помочь?» Как сделать его простым и доступным, таким же доступным, но более выгодным, чем кредиты и ломбарды?

Современные методики, которые создают специальные краудфандинговые платформы, достаточно сложны – начинаются они обычно с необходимости создать яркое, профессионально воздействующее короткометражное кино – мотивирующий ролик… и так далее… Это сразу становится недоступным для большинства. Если посмотреть дальше – даже чтобы собрать сто тысяч – рекомендуется минимум месяц непрерывно работать в непривычной для многих сфере фандрайзинга и медиа. То есть постоянно предлагать, а иногда просить поддержать проект – сотнями обращений и писем каждый день через традиционные и новые медиа, с которыми обычному человеку никогда до этого не приходилось сталкиваться как автору контента. Это резко сокращает мотивацию даже пробовать обратиться к сторонникам с предложением вместе собрать необходимые для дела деньги.

Можно ли сделать иначе? Думаю, да. Можно создать подход, в котором целью будут небольшие деньги, немного времени, продукт, который понятен автору и востребован локальной группой людей – чтобы наверняка собрать требуемые 10000–50000 рублей. Для начала – чтобы включиться самому и включить друзей.

Именно таких проектов немного, ведь медиа и интернет-сервисы стараются показать, как собрать сразу и много, но в этом, на мой взгляд, ошибка самого формирующегося рынка краудфандинга. Лучше собирать быстро по 5000 рублей для 100 авторов проектов, чем по 100000 рублей для пяти авторов. Однозначно лучше. Для авторов, для локальных изменений, для большого рынка краудфандинга – для формирования/восстановления на новом уровне этой модели поведения – создания общественного блага нового вскладчину.

Мой эксперимент начался в пятницу и в пятницу закончится. Неделя на проект, целью которого является сбор 50000 рублей.

Проект откровенно «нишевый»: ориентирован примерно на потенциальную аудиторию в 5000 человек и примерно 100 организаций, которые могут и не увидеть его в течение недели.

Цель: создать в Москве первый тур-продукт живой социальной экономики города — туристический маршрут по социальным предприятиям! А потом, мы уверены, такие тур-маршруты появятся и в других городах. Это реально, например, в Сеуле есть такая карта – маршрут в каждом районе города. А в Москве я и сейчас с удовольствием вожу гостей именно в социальные предприятия – от ресторана «Лавка Лавка» до мастерской «Авоська дарит надежду» или магазинов Charity Shop и «Лавка Радостей».

Вознаграждений мы сделали минимум – всего четыре. Стоимость взноса – тоже предельно проста – любая сумма, 100, 1000, 10000, 100000 рублей.

Содержание вознаграждений подано с учетом сезонной стилистики преддверия Нового года:

Мы предлагаем загадать одно из четырех простых желаний:

  1. Знакомство с теми, кто называет себя социальными предпринимателями — мы рекомендуем посмотреть каталог «Социальные предприниматели России 2016», где собраны истории 80 социальных предпринимателей. Каталог электронный, в PDF, его можно будет скачать и бесплатно на сайте soindex.ru или получить от нас в числе первых читателей в новом, 2016 году. Сейчас на сайте размещен такой каталог за 2015 год.
  2. Встреча и консультация по вопросам социального предпринимательства с 25-го января по 10-е февраля, можно добавить при необходимости еще неделю в начале февраля. Консультации ведёт Владимир Вайнер, директор Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway. Можно записываться и приходить целой командой. Посидим, чай/кофе/пирожки и разговор по делу.
  3. Тур/путешествие по социальным предприятиям Москвы. Мы пройдем с вами по социальным предприятиям разной направленности — вместе согласуем, что именно вам интересно — и за день пройдем/проедем по трем предприятиям, увидев реальные сложности, потенциал, обсудив бизнес-модели и форматы поддержки. Группы предварительно можно собирать по три человека — чтобы при необходимости перемещаться на такси. Так что можно собираться в тур вместе с друзьями вскладчину. По пути попробуем на вкус товары социальных предпринимателей.
  4. Москва — всего один из регионов России, где начинает развиваться социальное предпринимательство. И если вы живете в другом городе, у нас есть еще одно предложение. Можно собраться вместе и спланировать большой семинар/встречу/обсуждение вопросов развития, продвижения, поддержки социального предпринимательства в вашем родном городе. Количество участников не ограничено — от 10 и хоть до 500. Важный момент, в подарок мы привезем 20 экземпляров печатной версии каталога «Социальное предпринимательство России» за 2016 год. Так что если слушателей будет больше, можно будет сделать лотерею, аукцион, конкурс. Будет живо и интересно.

В оформлении – никаких сложных и требующих профессионализма элементов – ни видеоролика, ни графических заставок – четыре фотографии и одна заставка, сделанная в бесплатной программке из интернета за 3 минуты.

p

Договор оформлен между площадкой и индивидуальным предпринимателем. Средства распространения информации:

  • Блогер с пятью тысячами друзей (я),
  • те, кто сам предложит/захочет написать об этом проекте в своих сетях и ресурсах.

Мне могут возразить – ну не у всех же 5000 друзей! Ответ: значит, в таком случае нужно будет написать и сделать такой проект с тем, у кого есть 5000 друзей. И опыт последней пары месяцев, когда я размещал приглашения поддержать проект, показывают, что таких дружественных людей довольно много.

Я уверен, основа устойчивости – и финансовой в том числе – коллективной поддержке сторонников, поэтому для кого-то такой подход будет еще проще – если даже разместить в своей ленте призыв перевести деньги на счет электронного кошелька без специальных платформ, но важно найти простой и удобный вариант для всех – для авторов проектов с одной стороны и для сторонников/жертвователей/спонсоров с другой.

И конечно! Я приглашаю поддержать мой проект. Ведь все меняется именно благодаря каждому шагу и знаку поддержки – и да, мне важно чтобы эта поддержка была финансовой, но при этом размер может быть любым. А если сейчас денежный перевод не реален, то лайки и репосты – это не менее важный шаг поддержки, особенно если он сопровождается личным обращением к друзьям о поддержке и готовности включиться в проект.

А через неделю я напишу вам еще раз – и отчитаюсь о полученной поддержке!

Следить за динамикой проекта и поддержать можно по этой ссылке.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий