Спор ежа с ужом: Счетная палата vs Минздрав


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации проверила «оптимизацию» нескольких министерств, в том числе — здравоохранения. Сведения о результатах проверки  появились на сайте Счетной палаты 13 апреля 2016 года, а 29 апреля 2016 Минздрав на сайте «Медицинской газеты» прокомментировал  выводы доклада Счетной палаты. Эти два документа интересно сопоставить.

Счетная-палата-800_600

Аудиторы Счетной палаты побывали в нескольких регионах РФ, чтобы оценить результаты реформ. Они посетили Ярославскую, Вологодскую, Астраханскую, Ростовскую , Самарскую Пензенскую и Челябинскую области, Республику Башкортостан и Забайкальский край.

Как утверждается в докладе аудитора Счетной палаты Александра Филипенко, «проверка показала, что основные цели оптимизации сети медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения не достигнуты – ожидаемого роста эффективности и доступности медицинской помощи не произошло».

ОМС: региональное и федеральное финансирование

Уже несколько лет финансирование здравоохранения поделено на федеральное и территориальное. Счетная палата пришла к выводу, что «основными причинами дефицита территориальных программ остаются установление нормативов объема медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и нормативов ее финансовых затрат ниже средних федеральных нормативов. Так, проверка показала, что нормативы финансовых затрат, установленные в Пензенской области и Забайкальском крае, от двух до четырех раз ниже средних федеральных нормативов».

На это Минздрав ответил так: «Благодаря принятым мерам, впервые все территориальные программы ОМС стали бездефицитными, а также значительно сократились различия в стоимости медицинской помощи одного и того же вида».

Здесь стоит упомянуть одно обстоятельство, важное в этом контексте: т.н. высокотехнологическая медицинская помощь (ВМП), например, кардиохирургия, больше не будет финансироваться из федерального бюджета. Согласно представленным Минздравом поправкам к законодательству, с 2017 года должно прекратиться даже формальное участие федерального бюджета в ее оплате.

Соответствующие изменения содержатся в разработанном Минздравом пакете поправок к Бюджетному кодексу, закону «Об обязательном медицинском страховании в РФ» и другим законодательным актам.

Иначе говоря, вполне обоснованно предположение, что «нормативы объема ВМП, и нормативы ее финансовых затрат» также окажутся в итоге ниже средних, существующих сейчас.

Скорая помощь

В рамках оптимизации до 2018 г. регионы планируют сократить фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), заместив их частично офисами врачей общей практики. Однако, согласно результатам проверки, в России 17 с половиной тыс. населенных пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них более 11 тыс. расположены на расстоянии свыше 20 км от ближайшего учреждения, где есть врач. Причем в 35% населенных пунктов общественного транспорта просто нет.

«879 малых населенных пунктов не прикреплены ни к одному ФАПу или офису врачей общей практики. При этом данный дефицит не компенсируется выездными методами. Ряд регионов с низкой плотностью населения (Омская область, Камчатский, Приморский края) вообще не имеют мобильных медбригад», — отметил аудитор СП Александр Филипенко. Он также сообщил, что сроки ожидания оказания медицинской помощи по целому ряду регионов превышают необходимые в 2 и более раз.

Например, в Пензенской области выявлено превышение предельных сроков ожидания при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в плановой форме более чем на 20 дней приема врачей: кардиологов, неврологов, офтальмологов, эндокринологов, гастроэнтерологов, ревматологов и онкологов. По ряду медицинских организаций ожидание по записи на ультразвуковое исследование превышает 1,5 месяца.

А в этом контексте интересны последствия перехода к системе частной скорой помощи.

Президент РФ Владимир Путин поручил Минздраву до 10 июня рассмотреть вопрос о передаче функций перевозок при оказании скорой помощи негосударственным компаниям, сообщается на сайте Кремля. К 20 июня Минздрав должен подготовить изменения в законодательство, которое сделают возможным существование частных «скорых» на всей территории России.

Законодательно возможность организации частной скорой помощи на уровне РФ была оформлена ещё в 2004 году. В 2012 году началось практическое осуществление этой идеи. В 2013 году частные скорые действовали уже на территории более 15  регионов. К 2016 году число регионов достигло 18, среди них, например, республика Марий Эл, Чувашия, Пермский край, а также Архангельская, Вологодская и Кировская области.

То есть, платная скорая медицинская помощь и так уже существует, но пока действует параллельно с государственной, бесплатной. А в новых инициативах и документах фактически речь идет о том, чтобы обычную, бесплатную скорую помощь попробовать постепенно передать в частные руки. Начинать предполагается с перевозки и транспортировки больных, но дальнейшее направление реформы представляется очевидным. Наряду с «транспортными услугами» в поручениях Минздраву упомянуты и «иные».

Первичная медицинская помощь: что с ней происходит?

Проверка показала, что в ходе «оптимизации» регионы активно сокращают коечный фонд, закрывая в сельских больницах специализированные отделения и переводя эти виды помощи на уровень межрайонных и областных больниц. Всего к концу 2014 г сокращено 33 757 коек.

«Согласно результатам проверки, рост внутрибольничной летальности был отмечен в 61 регионе. При этом в 49 регионах рост числа умерших происходит на фоне снижения числа госпитализированных больных. По данным федерального статистического наблюдения, в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения в 2014 г. умерло на 17,9 тыс. больных больше, чем в 2013 г. Внутрибольничная летальность увеличилась на 2,6%».

Минздрав ответил: «Действительно, коечный фонд круглосуточных стационаров в 2013 году уменьшился на 2,3 %. Повышая эффективность работы коек, объем медицинской помощи не только не снижается, а нарастает. Кроме того, за счет высвободившихся ресурсов удается увеличивать доступность большему числу россиян высокотехнологичных стационарных методов диагностики и лечения».

Сокращения и увольнения

Проверка СП показала, что регионы проводят активное сокращение численности медработников. «По данным Росстата, их число снизилось за год на 90 тыс. человек при сохранении высокого уровня совместительства – около 140%», — отметил Александр Филипенко.  Наибольшее сокращение коснулось врачей клинических специальностей – более 19 тыс. человек.

Одновременно в ходе проверок выяснено, что существует дефецит врачей и среднего медицинского персонала в количестве 55 тыс. и 88 тыс. человек, соответственно.

Резюме

Воспользуюсь здесь формулировкой, которую дал Илья Вайцман на своей странице в Фэйсбуке: «Счетная Палата Российcкой Федерации под руководством Татьяны Голиковой раскритиковала реформу системы здравоохранения, начатую министром Минздравсоцразвития Татьяной Голиковой. Ага…»

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий