«Гепатит – угроза экономической безопасности России»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Сначала — о Египте. Египет ликует. В страну, возможно, совсем скоро вернутся российские туристы. А ещё здесь скоро вылечат от гепатита C миллионного пациента. Для россиян актуальны обе новости. Не только из-за потенциального доступа к египетским курортам. Но ещё и потому, что более миллиона жителей нашей страны потенциально нуждаются в лечении гепатита C.

В 1970-х гг. в Египте стартовала программа массовой вакцинации населения от шистосомоза – паразитарного заболевания, на тот момент широко распространенного в этой стране. Однако во время вакцинации использовались нестерильные иглы. Это привело к настоящей медицинской катастрофе: в Египте разразилась эпидемия вирусного гепатита C. В настоящее время этим вирусом инфицированы около 7 % 90-миллионного населения страны.

В 2014 году пришло время исправлять допущенную ошибку, и египетские власти приступили к реализации другой масштабной программы, на этот раз – лечения гепатита C. Благодаря соглашению с фармацевтической компанией, производящей высокоэффективные препараты прямого противовирусного действия (ПППД) на основе софосбувира, трёхмесячный курс терапии этого заболевания обходился египетскому бюджету в 900 долларов США на одного пациента. Для сравнения: в самих США стоимость сопоставимого курса достигала 84 000 долларов. А затем египетские фармацевтические заводы получили право производить генерические версии этих препаратов. И цена на лекарства опустилась до 80 долларов за курс.

По данным Национального комитета по контролю над вирусными гепатитами, важную роль в переговорах о ценах с фармацевтической индустрией сыграло огромное число больных гепатитом C в Египте. А также обещание властей не допустить «утечки» дешёвых препаратов на другие рынки.

Принятые меры привели к тому, что в Египте от вирусного гепатита C удалось вылечить почти 1 миллион человек. Но, поскольку многие из тех, кто инфицирован этим вирусом, не знают о своём заболевании, властям предстоит ещё много работы по выявлению больных. Например, с помощью масштабной программы скрининга, недавно стартовавшей в египетских больницах и университетах.

Для России эти новости актуальны не только потому, что Минтранс РФ предлагает открыть регулярные рейсы в Каир (а там, глядишь, и до чартеров на курорты дойдёт). А ещё и потому, что, как говорит главный внештатный специалист по инфекционным болезням Министерства здравоохранения Ирина Шестакова, свыше 1,7 миллиона россиян инфицированы вирусом гепатита C. И потенциально нуждаются в лечении, поскольку, согласно рекомендациям Европейской ассоциации по изучению печени (EASL), терапию необходимо назначать всем пациентам, инфицированным этим вирусом.

Почему в Египте удалось вылечить столько пациентов? Потому что решение бороться с гепатитом С было принято на государственном уровне. Причем не на уровне министерства здравоохранения, а как минимум на уровне правительства.

Может показаться, что если больного гепатитом C человека не лечить, то в краткосрочной перспективе он не создаёт для системы здравоохранения практически никаких проблем. Ну, разве что, чуть чаще болеет. Однако в долгосрочной перспективе вылеченный или невылеченный гепатит C – это большая финансовая нагрузка для системы здравоохранения. Да, эффективное лечение стОит дорого. Да вот только ещё дороже обходится сопровождение больного, у которого гепатит привел к циррозу или раку, и, как результат, к пересадке печени.

Если взглянуть на проблему гепатита с точки зрения государства, для экономики это «чуть чаще болеет» выливается в оплату больничных, невыпущенную продукцию, недополученный ВВП, недоплаченные налоги… А если добавить к этому потери ВВП от пониженной работоспособности и раннего выхода на пенсию в связи с инвалидностью, «немедицинские потери» в десятки раз превысят расходы на лечение гепатита современными противовирусными препаратами прямого действия.

Что можно сделать? Государству и производителям препаратов необходимо договориться друг с другом. Рынок медицинских препаратов, к сожалению, на сегодня больше похож на восточный базар, где полную цену платит только турист. Любая сторона, заинтересованная в товаре, должна быть готова потратить немного времени, чтобы поторговаться. Всего-то и нужно – показать продавцу заинтересованность в продукте и четкое понимание объемов закупок. Тем более что примеры успешных переговоров есть: Египет, Португалия, Грузия, Турция, Шотландия, Австралия, Франция, Каталония…


Сдвиги к лучшему есть и в России. В ближайшее время будут утверждены новые клинические рекомендации по лечению хронического вирусного гепатита С, включающие схемы с препаратами прямого противовирусного действия. Это позволит врачам правильно лечить пациентов современными лекарствами. Кроме того, в начале текущего года должны вступить в силу новые правила, которые позволят за счет фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) – то есть, по сути, бесплатно для пациента – лечить современными препаратами гепатит С, вызванный вирусом первого генотипа.


Вот только с государственными закупками препаратов, не входящих в список жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов (ЖНВЛП), могут возникнуть проблемы. Как и с анализами. Ведь для того, чтобы назначить эффективную и безопасную терапию гепатита С, врач должен сначала подробно обследовать пациента…

Как правило, рассуждая о доступности лечения, говорят исключительно о необходимости снизить стоимость препаратов. Конечно, цены на лекарства должны быть снижены. Но нельзя забывать и об инфраструктуре: анализах и инструментальных исследованиях. Во многих регионах, например, до сих пор невозможно сделать эластографию (неинвазивный метод исследования тканей печени — прим.ред.)!

Если решать только проблему лекарственного обеспечения, а не задачу оказания медицинской помощи больным хроническими вирусными гепатитами в целом, будут возникать сложности. Даже в крупных городах. Например, в Москве благодаря специальной городской программе в 2016 году лечение препаратами прямого противовирусного действия получили около полутора тысяч человек. Это, конечно, вызывает обоснованную зависть жителей других регионов. Но программа предусматривала финансирование закупок только лекарств. Поэтому анализы многим пришлось сдавать за свой счет. А в стране со средней зарплатой в 37 тыс. руб. далеко не каждый может позволить себе единовременно выложить на исследования 10-20 тыс. рублей.

Такое дискретное решение отдельных проблем с медицинским обеспечением отнюдь не способствует улучшению ситуации с лечением гепатита. Более того – возникает целый «ворох» дополнительных проблем. Между врачами и пациентами растет напряжение, качество постановки диагноза снижается, ресурсы распределяются менее эффективно…

К счастью, в Москве Департамент здравоохранения и территориальный фонд ОМС услышали пациентов, которых в сложной ситуации поддержал Общероссийский народный фронт, и проблема анализов для больных гепатитами будет решена. Но это – только один регион.


Проблема гепатитов должна рассматриваться в комплексе не только в отдельных регионах, но и на уровне всего государства. Осознать ее важность в полной мере можно только тогда, когда различные ведомства примут во внимание то влияние, которое заболеваемость хроническими вирусными гепатитами оказывает на численность трудоспособного населения, трудовой стаж, производительность труда, на ВВП и расходы бюджета, связанные с выполнением социальных обязательств. И тогда станет ясно, что лечить гепатит выгодно абсолютно всем. Потому что проблема хронических вирусных гепатитов имеет самое прямое отношение к вопросу экономической безопасности страны.


И это – задача, над решением которой предстоит вместе работать пациентскому сообществу, профильным министерствам и фармацевтическим компаниям. Главное – чтобы все стороны услышали друг друга.

Авторы: Алексей Лахов (НП «Е.В.А.»), Никита Коваленко (МОО «Вместе против гепатита»).

На фото: Никита Коваленко.