Плохих детей не бывает


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

 

 

В основе плодотворной работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, может лежать гармоничный тройственный союз общественной инициативы, государства и бизнеса, уверены работники московского центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» и действующей в Череповце благотворительной программы «Дорога к дому».

У «Перекрестка» две ипостаси: это одновременно общественная и государственная организация. В 2003 году команду автономной некоммерческой организации (АНО) «Перекресток» пригласили в Московский городской психолого-педагогический университет. Основная проблема тогда состояла в том, что работа семи психологических центров для подростков в Центральном округе не приносила видимых результатов: неблагополучных подростков меньше не становилось.

«Ребята не ходили в психологические центры, – рассказывает руководитель Центра Вячеслав Москвичев. – Мы сказали, что можем изменить ситуацию. Так был создан Центр, который структурно принадлежит университету, а идейно – АНО «Перекресток».

Вся работа, которую проводит Центр, – это профилактика и реабилитация. Работа с молодежью на улицах является профилактикой правонарушений, при общении с нарушителями порядка основные усилия направлены на то, чтобы предотвращать рецидивные действия, а в школах специалисты Центра проводят психологические тренинги для старшеклассников.

Восстановительный подход

«Наша деятельность началась в 1995 году как программа при фонде Олега Зыкова «Нет алкоголю и наркотикам, –  говорит психолог Центра Ольга Штинова. – Сотрудники Центра проводили психологическую работу и тренинги с подростками, выстраивая концепцию работы по их интеграции в общество». Центром был выработан восстановительный подход, суть которого заключается в том, чтобы помочь подросткам восстановиться в кризисный период жизни, когда их вытесняют из общества.

«Нам было тяжело осознавать, что на подростках ставят крест, –  поясняет Москвичев. – «Мы узнавали о его мечтах, о его жизни, и он на глазах из негодяя превращался в человека, которому трудно».

Отрабатывать новые навыки общения и поведения в обществе – ресоциализироваться – молодой человек может в созданном при «Перекрестке» клубе. Задумываясь о создании клуба, в Центре хотели создать безопасное пространство для ребят. Требования здесь минимальные, главное из них – трезвость. Все остальные вопросы решаются совместно. Для подростков открыт бойцовский клуб, проводятся киносеансы с последующим обсуждением фильма, занятия по акустической гитаре и настольному теннису, действует проект «Библиотека»: каждый может приносить в клуб интересные книги, делиться новинками. «Эта деятельность похожа на кружки, но с тем отличием, что мы не принуждаем к регулярному посещению занятий. Молодой человек может просто прийти выпить чаю, пообщаться с друзьями, поговорить со взрослыми, – говорят в Центре. –  Благодаря программе частных пожертвований CAF Россия «Им нужна ваша помощь» мы смогли закупить музыкальные инструменты для детей. Так у нас появились четыре музыкальные группы, ребята регулярно проводят репетиции».

Курс СоРоКа

Курс СоРоКа

«Однако одного клуба недостаточно, –  отмечает Штинова. – Если в семье проблемы, ребенок начинает пропускать школу. В школе, естественно, этим недовольны, жалуются на ученика и родителей. А для родителей во всех бедах оказывается виновата школа и учителя». Учитывая, что большинство неблагополучных подростков проводит много времени на улице, в «Перекрестке» создали специальную службу для работы с уличными компаниями. Затем начали работать с родителями, с друзьями подростков, со школьными специалистами – школьными учителями и психологами, социальными педагогами и администрацией школы, с Комиссией по делам несовершеннолетних, с судьями, которые работают с подростками…  «При таком комплексном подходе становится ясно, откуда берутся проблемы», –  рассказывает психолог.

Типичная просьба родителей и Комиссии, которые приводят  в «Перекресток» подростка, звучит как «сделайте с ним что-нибудь!» Такое отношение провоцирует негативную реакцию.

Молодой человек начинает защищаться, протестовать «C ними нужно что-то делать, а не со мной», –  говорит он. «Это нормальная реакция,– поясняет Москвичев. – Мы стараемся подходить с другой стороны, начинаем интересоваться его жизнью, узнаем, как он попал в такую трудную ситуацию». Глобальная задача для сотрудников «Перекрестка» звучит так: повлиять на ситуацию, в которой оказался человек, так, чтобы их подопечный не столкнулся с подобной проблемой в будущем и мог брать на себя ответственность за свои поступки.

Работа с семьями

Существует стереотип, что главная проблема всех бед в России – алкоголь. Но в Москве другая напасть – занятость родителей, отсутствие контакта с подростком. Причин у этой проблемы много: вероятно, общения не было и в детстве, или применялись силовые методы воспитания, либо родители «потеряли» ребенка из-за слишком большой занятости, либо у родителей нет авторитета, или, в случае неполных семей, мама «все тянет на себе».

В каждодневной практике сотрудник Центра встречается с семьей в основном по поводу школьных проблем их ребенка – прогулы, плохое поведение, конфликты с учителями – или по просьбе Комиссии по делам несовершеннолетних. После чего, как правило, стартует процесс челночной дипломатии.

«Перекресток» устраивает посредническое взаимодействие между всеми участниками конфликтной ситуации, преобразуя способ реакции на конфликт или проблемное поведение. «Традиционный способ решить подобную проблему не конструктивен и состоит в том, чтобы найти виновного и наказать, –  объясняют в Центре. – Если не помогает – тогда наказать еще сильнее. Если не получается наказать того, кто виноват,  то надо наказать того, кто плохо наказывает и административно надавить на него.

Есть еще и второй способ реакции – найти виноватого и накормить. То есть выделить гуманитарную помощь, под которую обычно покупается порция алкоголя.

В Центре предлагают перейти от административных мер к

Развивающие игры курса "СоРоКа", "Дорога к дому"

Развивающие игры курса "СоРоКа", "Дорога к дому"

профессиональным, изменить не человека, а метод решения проблемы. «Наша задача – признать право человека на свой взгляд на ситуацию и сделать так, чтобы он активно участвовал в решении проблемы, –  рассказывает Москвичев. – В конечном счете надо сделать так, чтобы мы были не нужны. Проблема не в том, что кто-то из них виноват или что-то не то делает, а в том, что у них «дисконнект». Все стороны конфликта напряжены, их интересы противоречат друг другу. В такой ситуации кто-то всегда назначается виновным, обычно это наименее статусный участник ситуации, ребенок, подросток или родитель».

Качество работы в цифрах

Показатели работы Центра неубедительно малы по сравнению с отчетностью любого городского центра социального обслуживания: десятки семей против сотен, а то и тысяч «клиентов».

Психологи семейной службы «Перекрестка» ежегодно работают с 30–50 семьями. В 2006–2007 годах число семей достигло 52, а в 2007–2008 годах снизилось до 34. «Это связано с тем, что подростки перестали поступать на учет в Комиссию по делам несовершеннолетних, – объясняет Москвичев. – Школы перестали подавать в Комиссию сведения о неблагополучных подростках, потому что это сказывается на репутации учебного заведения и портит статистику. Цифры привлекают внимание городской администрации, начинаются проверки. Кроме того, на эти показатели обращают внимание родители при выборе школы». С другой стороны, с «Перекрестком» школы сотрудничают охотней, чем с представителями властей, – Центр предлагает учителям и директору школы партнерство, не оказывая никакого административного давления.

Что касается уличной службы, за 2008 год ее сотрудники провели работу с 132 подростками. Общение с 53 подростками не пошло дальше знакомства, с 41 человеком психологи общались на информационном уровне – подопечным регулярно сообщали о будущих мероприятиях Центра, интересовались их жизнью, а глубокий личный контакт удалось установить с 38 детьми.

Отдел по работе с правонарушениями несовершеннолетних в минувшем году провел работу с 33 подростками. Из них о шестерых сообщили из Комиссии по делам несовершеннолетних, 22 человека передал Черемушкинский суд, а три человека поступили непосредственно из Управления исполнения наказания: такие молодые люди или уже отсидели срок, или получили условное наказание. Еще о двоих нарушителях порядка информацию передали сами сотрудники Центра. «Мы предлагаем переходить от пассивной уголовной ответственности к активной», –  говорит Вячеслав. Здесь уверены, что альтернатива тюремному наказанию есть – нужно дать правонарушителю самому загладить нанесенный ущерб, договориться о примирительной встрече с жертвой, провести конференции с семьей правонарушителя и обсудить ситуацию, ее причины и последствия. Опыт показывает, что количество рецидивов при таком подходе минимально: один случай на 32 подопечных. «Перекресток» взял технологию работы у партнеров из Центра «Судебно-правовая реформа», который развивает программу восстановительного правосудия, но заимствованную технологию обогатили собственным опытом социальной работы с семьями и подопечными ребятами.

В школах в 2008 году психологи службы провели 14 специальных тренингов. Суть этих занятий состоит в том, что школьникам предлагают сделать осознанный выбор в жизни на основе ряда упражнений. Самое сложное из них называется «медитация ценностей». Старшеклассник понимает, что ему важно в жизни, осознает свои чувства, пересматривает свои формы взаимоотношений с людьми.

Инновации в социальной сфере

Обычно перед социальными учреждениями просто не стоит такой задачи – доказывать эффективность своей работы. Им важно соответствовать заданным критериям деятельности. «У нас очень богатое государство, оно дает деньги, не интересуясь результатом, –  сетует Москвичев. – Власть научилась контролировать количество, но не качество. Чтобы перестроить систему, надо изменять критерии эффективности. Тогда изменятся требования к специалистам, многие пойдут повышать квалификацию, в социальную сферу придут новые люди».

В течение двух лет Центр развивает уникальную для российской социальной сферы систему мониторинга и оценки социально-психологической работы. Она была разработана благодаря гранту фонда «Династия». Также здесь разрабатывают новые формы для фиксации показателей работы психологов. «Сейчас наши сотрудники переносят базы данных с бумажных носителей на электронные. Это будет одна из первых баз данных с качественными, а не количественными показателями, где будут отмечены личные и социальные показатели психологической работы человека, –  отмечает Москвичев. – Социально-психологические изменения можно оценить качественно».

Но все нововведения в Центре стараются распространять медленно и осторожно. К чему приводит инициатива, которая начала насаждаться административно, можно увидеть на примере деятельности городской программы «Дети улицы», где волонтеры зачастую ходят по городу вместе с милицией, отмечают наши собеседники.

Региональная трансляция

Сейчас перед АНО «Перекресток» стоит задача вывести свою модель работы в сферу региональной трансляции: в Череповец, Братск, в другие учреждения Москвы. Проблема заключается в устоявшемся традиционном способе работы большинства российских структур и организаций. «Мы приходим в любую организацию соцзащиты и видим, что они оценивают работу по количеству оказанных услуг, –  рассказывает Москвичев. – Конечно, для этих центров показатели нашей работы – неэффективные».

«Но дело меняется, –  утверждает директор некоммерческого партнерства «Межведомственная служба помощи детям и молодежи «Восхождение» (г. Череповец) Александр Викулов, –  когда объединяются усилия трех сторон – профессионалов (представителей гражданского общества), государства или муниципальных властей и бизнеса. Социально ответственный бизнес, представителем которого является «Северсталь» и ее генеральный директор Алесей Мордашов, готов вкладывать деньги в эту сферу, но ориентируясь на конкретный результат: уменьшение числа воспитанников в детдомах, безнадзорных детей и т.д. И бизнес может стимулировать социальную сферу быть более эффективной».

Именно такое синергетическое объединение усилий мы наблюдаем в программе «Дорога к дому» и в структуре соучредителей ее мозгового центра – НП «МСПДМ «Восхождение»: городская социальная программа реализуется при поддержке «Северстали», находится под личным патронатом ее генерального директора Алексея Мордашова  и мэрии Череповца. По словам руководителя «Перекрестка», это очень интересный опыт сотрудничества общественной инициативы, государства и бизнеса.

«Модель такого тройственного союза достойна трансляции в бизнес-сообществах, на территории и в регионах», –  уверен Москвичев.

Он не одинок в своей оценке: программа по итогам 2007 года вошла в тройку лучших социальных программ России; в прошлом году признана победителем конкурса «Корпоративный донор России-2008».

«Одна из узловых проблем нашего общества, –  продолжает Александр Викулов, –  социальная беспомощность. Ее проявлениями являются алкоголизм, социальное сиротство, суициды, психосоматические заболевания. Традиционные методы (дать материальную помощь или, наоборот, наказать) не действуют. Мы вырабатываем другие стратегии: человеку важно восстановить свои ресурсы; с ним важно договариваться, передавать ему ответственность за его жизнь, за выход из кризиса. И научить переносить эти стратегии и в свою семью, в отношения с детьми. Тогда всем членам семьи возвращается энергия развития, ответственности, самостоятельного поиска новых возможностей».

Главный тезис программы – системный подход к социальной работе. Именно поэтому к программе проявлен интерес со стороны государственного Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Один из проектов программы «Дорога к дому» называется «Биржа труда для несовершеннолетних группы риска». «Немало ребят, к сожалению, остались вне школы, не получив даже неполного среднего образования, –  рассказывает руководитель проекта Ирина Изосимова. – Они не могут поступить в профессиональные училища, на работу им тоже устроиться крайне проблематично: специальности-то нет никакой. И получается, у этих ребят нет будущего. Перебиваться случайными заработками, заниматься нелегальным бизнесом или воровать, грабить, совершать другие правонарушения. Именно для них, а также для тех, кто вынужден совмещать учебу и работу, что особенно актуально в условиях экономического кризиса, и был создан проект «Биржа труда». Сотрудники проекта ищут организации, которые готовы принять на работу таких подростков, и те устраиваются мойщицами посуды, уборщиками на стройке, на другие рабочие места, не требующие квалификации. При этом ребятам дают возможность получать специальность прямо на производстве – девочки начинают учиться, например, на повара, маляра, мальчики – на плотника, слесаря и т.п.

Но самое главное – специалисты нашего проекта помогают ребятам научиться решать свои проблемы социально приемлемым способом, а не устраивая скандал или драку, не уходя в запой. И это помогает им удержаться на рабочем месте, начать действительно новую жизнь».

Рассказывает Алексей, участник проекта: «Из школы меня выгнали, да и не хочу я туда. Жить не на что, мать работает уборщицей. На работу не берут – мал, говорят, ничего не доверишь. И в училище не поступишь без девяти классов, значит, профессию не получить. Как быть, воровать идти? Так быстро в милицию заберут». Благодаря этому проекту программы «Дорога к дому», Алексей, начав с неквалифицированного труда, получил строительную профессию и стал полноправным членом общества. В день профессионального праздника работодатель вручил Алексею благодарственное письмо. Такой знак отличия оказался парню дороже, чем приложенная к нему премия.

Этот проект – реабилитационный, как и «Восстановительное правосудие», о чем шла речь ранее, и «Территориальная социальная служба». Но есть и проекты, направленные на профилактику, например, «Социально-развивающий курс для подростков» (юные участники прозвали его «СоРоКа»). Ребята узнают о своих правах, обсуждают то, о чем обычно трудно говорить со взрослыми. Для этого на курсе создаются условия для безопасного общения, где участников никто не критикует, не осуждает их поступки; где внимательно относятся к трудностям и проблемам ребят, где каждый имеет право высказаться и быть выслушанным – получить столько внимания, сколько ему нужно.

Ключевая задача курса – научить подростков принимать на себя ответственность за свои действия и в конечном итоге за свою жизнь.

«Порой нас укоряют в том, что мы выполняем функции государства, –  говорит исполнительный директор «Дороги к дому» Денис Зайцев. – Это не так. В рамках программы развиваются инновационные проекты, которые затем переходят городу. Мы стремимся передать горожанам новые, эффективные способы взаимодействия с детьми. В том, что идеи, которые несет «Дорога к дому» людям, действительно работают, я убедился на собственном опыте, воспитывая двух сыновей».

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий