Самая скорая помощь


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Авто-врачи

Младенческая смертность в Сибирском федеральном округе выше среднего по РФ, а в Тыве – одном из субъектов округа – она вообще вдвое больше. При этом в сельских населенных пунктах, удаленных от центров и часто – от возможности квалифицированной медицинской помощи, детей умирает гораздо больше, чем в крупных городах. Во многих случаях это происходит потому, что маленький пациент просто не выдерживает дороги, – несколько сотен километров до спасительной больницы. Помочь могут современные реанимобили; их поставка – одно из направлений работы . О деятельности этого фонда его президент Андрей Тарасевич рассказал корреспонденту «Денег и благотворительности» Лидии Тихонович.


Андрей Федорович, у фонда есть программа «Снижение детской смертности в Сибири». В ее рамках уже 4-й год реализуется проект «Реанимация Сибири». Расскажите, пожалуйста, как возникла идея этого проекта? Почему именно реанимобили стали его главной темой?

Андрей Тарасевич

Я сам – врач-реаниматолог. Когда начинал работать, я занимался, в том числе, и тем, что сам транспортировал новорожденных детей из разных отдаленных районов. Второй этап моей медицинской карьеры был связан с организацией здравоохранения: последняя должность – главный врач. Я эту проблему знаю на собственной шкуре, и как говорится – изнутри. Это одна часть ответа.

[slider title=»Реанимобили – реанимационные палаты «на колесах», способные обеспечить оказание срочной помощи непосредственно в пути следования.»] Это автомобили Volkswagen KRAFTER 35, укомплектованные специальным медицинским оборудованием: инкубаторами для транспортировки новорожденных, цифровыми портативными УЗИ-сканерами, дефибрилляторами, аппаратами ЭКГ и ИВЛ, а также церебральными оксиметрами. Могут работать до 10 часов в автономном режиме. За период действия проекта реанимобили получили:
1) Городская детская больница №1 г. Красноярска;
2) Красноярская краевая детская больница;
3) Краевая клиническая больница Красноярского края;
4) Родильный дом №1 г. Красноярска;
5) Алтайская краевая клиническая детская больница;
6) Государственная Новосибирская областная клиническая больница;
7) Иркутская областная клиническая больница;
8) Томская областная клиническая больница;
9) Детская городская клиническая больница №5 г. Кемерово;
10) Тувинская Республиканская детская клиническая больница г. Кызыла,
11) Хакасская республиканская больница г. Абакана;
12) Городская детская клиническая больница г. Новокузнецка (машина куплена на основании Положения о консолидированном бюджете совместно с Администрацией Кемеровской области).[/slider]

Вторая – следующая: в структуре оказания высокоспециализированной медицинской помощи новорожденным и детям младшего возраста есть одно самое слабое звено, которое мы в рамках этого проекта собственно и пытаемся изменить. В медицинской терминологии – это приближение специализированной медицинской помощи к населению. Все очень просто: если ребенок родился за 500 км от Москвы или от Красноярска, или от Новосибирска, то он получает совершенно другой уровень медицинской помощи, чем тот, кто живет в большом городе. По вполне объективным причинам.

Первые три реанимобиля, приобретенные в рамках проекта, начали работать в больницах Красноярска в 2006 году. Сейчас таких машин в Сибири уже 12. На сайте Фонда есть информация, что с января 2007 г. по апрель 2009 г. было осуществлено 3282 транспортировки детей. Максимальное зарегистрированное расстояние выезда автомобиля – 700 км. Как Вы оцениваете эти результаты?

Это – число детей, которым был подарен еще один дополнительный шанс на жизнь… Оценивая результаты, мы опираемся на официальные данные статистики, в том числе и по округам. Сибирский федеральный округ в 2005 г., когда мы начинали проект, занимал предпоследнее место по показателям младенческой смертности. А по данным, озвученным на 11-м Всероссийском съезде анестезиологов и реаниматологов, в 2007 г. округ приподнялся на одну строчку вверх. И мы скромно думаем, что в этом есть доля нашего участия. Это официальная государственная статистика. Она говорит о том, что у нас тренд правильный. То есть на сегодня проект реализуется в 9-ти субъектах из 12-ти, и у нас вот такой показатель. Я думаю, что если мы и дальше будем в этом направлении работать, то округ поднимется еще на одну строчку вверх.

[slider title=»Сибирский федеральный округ. Занимает 30% территории России и включает большую часть Западной Сибири и всю Восточную Сибирь…»]

В состав округа входят 12 субъектов РФ, но живет в нем менее 20 миллионов человек. Плотность населения – не более 3 человек на квадратный километр, в то время как средний показатель по России – 8 человек, в Европе – около 200, а в странах Юго-Восточной Азии – до 400.[/slider]


Я прекрасно понимаю, что человеку, не имеющему медицинского образования, очень сложно разобраться в деталях. Казалось бы: ну фонд, ну покупает машину, дарит машину, ну и что?

На самом деле, мы не только спасаем детей, но и качество их дальнейшей жизни меняем. Потому, что 25% детей, страдающих ДЦП, – каждый 4-й случай (!) – это следствие неэффективности именно реанимационной помощи и, прежде всего, респираторной поддержки. Другая наша программа – «Социальная реабилитация и адаптация людей с ограниченными возможностями» – именно таким детям адресована. Так что мы таким образом еще и перебрасываем мостик из одной программы – в другую.

За счет каких ресурсов работает проект? Как они привлекаются?

Первые три года проект реализовывался за счет средств учредителей фонда. Сегодня у нас уже есть положительный опыт в двух субъектах (это Кемеровская область и Алтайский край) когда удалось создать консолидированный бюджет с региональной властью. Это значит, что очередной реанимационный автомобиль, который появился в октябре 2008 г. в Новокузнецке в специализированной детской больнице, был куплен на деньги из двух источников: 50% – средства фонда, 50% – средства областного бюджета.

Я правильно понимаю, что это не разовая акция, а долговременное сотрудничество?

Конечно. Неделю назад я был в Кемеровской области. Там сменился заместитель губернатора по социальным вопросам и начальник областного отдела по здравоохранению. Мы с ними вышли буквально за 10 минут на понимание того, что в следующем году, если и у нас, и у государства с точки зрения финансирования все будет не хуже, чем сейчас, то мы готовы еще один реанимационный автомобиль ввести для Кемеровской области.

В Алтайском крае мы отработали несколько в другом ключе. Нашу программу «Снижения детской смертности в Сибири» мы объединили с «Краевой целевой программой развития территориальных центров медицины катастроф». И в рамках общего бюджета двух программ в этом году в Алтайском крае появятся 9 реанимационных автомобилей.

Я думаю, что в каждом субъекте будет свой механизм консолидированного бюджета. Он будет, понятно, опираться на 94-й федеральный закон, который регулирует приобретение дорогостоящей медицинской техники по госзаказу, а содержание этого механизма будет каждый раз разным.

Скажите, а в Красноярске как это происходит?

В 2006 г. мы первые три реанимационных автомобиля, естественно, подарили родному краю. И пилотный, первый этап этого проекта был реализован в Красноярске. Он позволил нам сделать выводы и проводить эту схему взаимодействия в другие субъекты Сибири. В 2007 г. краю был подарен еще один реанимобиль.

Потом мы обратились к властным структурам. Сделали медико-экономическое обоснование: если для краевой клинической больницы в дополнение к одному, уже действующему, реанимобилю приобрести еще два (на основании консолидированного бюджета), то экономия бюджетных средств составит порядка 49 млн рублей. То есть, окупятся эти автомобили буквально в первые же полгода. Было проведено несколько совещаний, в том числе и с председателем правительства Красноярского края, господином Акбулатовым, и он пообещал, что выделит из краевого бюджета средства еще на два автомобиля (в консолидированный бюджет).

Из описания проекта следует, что он не ограничивается рамками Сибири. На заключительном, четвертом этапе должна решаться главная задача – распространение результатов проекта на другие субъекты РФ. Насколько это удается?

Этот этап сейчас только наступает. Мы хотим совместно с общероссийскими профессиональными общественными организациями – Федерацией анестезиологов и реаниматологов, Российским обществом скорой медицинской помощи, Российской ассоциацией специалистов перинатальной медицины – донести наиболее эффективные механизмы и модели оказания специализированной помощи при межгоспитальных транспортировках до нашего родного Министерства здравоохранения. С тем, чтобы Министерство в рамках подготовки нового приказа по анестезиологии и реанимации учло наш практический, положительный и эффективный опыт. Когда появится такой приказ, в рамках которого будет прописана какая-либо модель из предложенных нами, тогда я пойму, что государственная машина начнет работать, продолжая и обеспечивая то, что мы делали на протяжении четырех лет за внебюджетные средства.

Скоро начнется III Международный конгресс по респираторной поддержке в Красноярске, на котором мы отдельную секцию посвятим этой проблеме. Через две недели после его окончания в Омске будет очередной пленум Федерации анестезиологов и реаниматологов, где наше решение уже, я надеюсь, будет облачено в официальную форму обращения в Минздрав РФ.

Я себя и фонд вижу как некое «увеличительное стекло», которое сначала выпукло показало существующую проблему, а затем сфокусировало внимание государства, бизнеса и общественных организаций на ее решении. Собственно, это идеальная модель действия благотворительного фонда: выявить проблему, проанализировать, предложить механизм решения, решить частично, и затем – передать этот механизм государству для тотального решения.

Международный благотворительный фонд «См.черити»
Зарегистрирован 20 января 2006 года в г. Красноярске. Деятельность фонда нацелена на развитие и поддержку системы здравоохранения в Сибирском федеральном округе, и улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями

1 comment

Add yours

Добавить комментарий