Театральный проект на грани социального
Дидье Руис, вероятно, не задумывался о том, что его спектакль «Я думаю о Вас» может быть назван социальным проектом, ориентированным на «третий возраст».
Испанец по происхождению, бросивший якорь в Париже, этот 35-летний театральный режиссер ставит во многих странах мира один единственный спектакль, который репетируют месяц и играют лишь раз. И вот о чем речь. Главные роли в спектакле играют пожилые люди — непрофессиональные актеры, которым есть что вспомнить из собственной жизни и рассказать своими словами внимающей театральной публике.
Они подбираются самым простым — случайным — способом. «У вас есть уборщица, которой за 70?» «У кого есть бабушка (или дедушка), которой около 80 лет?» «А кто это там…?»
Ну или постановщики отправляются в дом престарелых. Десять подошедших бабушек и дедушек вспоминают интересные эпизоды из жизни, начиная с самого детства, связанные с самыми разными переживаниями: интересный запах, колыбельная, запавшее слово, первая любовь, игра, забавная история, т.д. — максимально полный спектр жизненного пути от глубокого детства до наших дней.
Режиссер вмешивается не часто, иногда бросает: «Здесь сократи» или рекомендует определенный порядок сюжетов. В рамках фестиваля NET в Москве прошла и российская версия проекта, 22-я по международному счету. Только так получилось, что ее ее играли не один раз, а семь. Сначала в Москве, потом в Лионе, потом спектакль играли еще несколько раз в Москве, потому что он номинировался на «Золотую маску«. И вновь играли его, потому что он таки получил высокую театральную награду.
Естественно. Про наши дома престарелых можно такого порассказать, что не только на семь раз хватит, а на все семьдесят. Кстати, там В Лионе что подумали? Что это пьеса Бунюэля или Стивена Кинга?
точно — на фиг.
я не инга, на фиг.
но:
он потому на грани социального, что прикладной театр развивался первоначально как психотерапия — например, психодрама австрияка морено.
потом возник педагогический театр — например, даже в проектах программы «новый день» встречаются школьные театры, моделирующие ситуации сложного морального выбора или инсценирующие, как бы — переигрывающие, реальные истории из жизни учеников.
затем возник «социальный театр» — старики, бомжи, этнические меньшинства…
фокус в том, что такой театр может быть прикладным, а может быть высоким, простите, госпожа юдина, элитарным искусством.
хоть и пост-модерн.
Инга!
а почему, все-таки, этот проект на грани социального?
наряду с вопросами обделенного несчастливого сиротского больного детства, ВИЧ/СПИД, правами людей, среди прочих болезней общества выделяем проблемы одиночества невостребованности изолированности ненужности стариков — пенсионеров и пожилых. Иногда наличие и отсутствие семьи и родственников не снимает остроты этих проблем для «третьего возраста». Что мы можем для них сделать? Как мы можем скрасить их старость, а возможно, почерпнуть из их колодца мудрости и жизненного опыта? Из моего ограниченного знакомства с западным опытом знаю, что когда приходят профессионалы для творческого решения проблем, находятся удивительные решения, пишутся изумителные сценарии. И все как будто бы так просто. И красиво. Даже рука не поднимается написать «социальный проект».
Потрясающе.
И знаково, что этот спектакль взял «Золотую маску» — своего рода отражение того, что культура перестает быть «цеховым» продуктом, все больше и больше превращаясь в «творчество простых людей». Это в мейнстриме: издание книги Twitter, социальные сети как способ самовыражения, вообще, уход от элитарности к массовости и возможности личного участия.
Интересно, а российкую версию делали с нашими бабушками и дедушками?
Очень трогательная и правильная идея, мне кажется. Я часто думаю о том, что наши дети, даже если и знают историю, не могут просто вообразить себе те ощущения жизни, которые были у старшего поколения: от ценностей и идеалов до вкусов и запахов…
в том-то и дело, конечно, в российской версии участвовали российские пенсионеры. собственно сюжет возник из личного разговора с одной из участниц.