Французам покажут неизвестную Сибирь


Супрематические крестьяне Liquid Theatre

С 15 по 21 ноября во французском Лионе пройдет фестиваль современного российского искусства «Неизвестная Сибирь». Он станет одним из событий года «Россия-Франция 2010». О том, что решили показать французам, рассказали организаторы фестиваля из фонда Михаила Прохорова.

То, что речь пойдет именно о современном искусстве, почувствовалось буквально с порога. Под завесой тумана в Центре дизайна ARTPLAY на Яузе собравшихся встречали супрематичекие крестьяне Малевича. Геометрическая пластика движений, выбеленные лица, гипертрофированные коромысла, вилы, косы и серпы… Образы перформанса Liquid Theatre явно выпадали из клишированного набора представлений о Сибири.

«При представлении русской культуры вовне сталкиваешься с тем, что от тебя ждут определенного образа — говорит Ирина Прохорова, соучредитель Фонда Михаила Прохорова, куратор фестиваля. – Есть давление среды: покажите то, что мы хотим видеть». Ирина Прохорова наглядно продемонстрировала этот набор: водка, матрешка, деревянные ложки, посадский платок, кокошник… Идея организаторов фестиваля в том, чтобы создать принципиально другой образ.

Русский инженерный театр AXE

Название «Неизвестная Сибирь» выбрано по нескольким причинам. Во-первых, Фонд Прохорова давно работает в Сибири, стремясь помогать культуре именно этого региона и, условно говоря, культуре не-столичной России, тем самым способствуя децентрализации страны. Во-вторых, Россия, по представлениям многих иностранцев, – это и есть Сибирь. И, в-третьих, Сибирь – это Территория Свободы. Кроме трагической компоненты истории этого региона, связанной с насильственным перемещением людей, в сибирской истории и традициях есть и другое: не стоит забывать, что очень многие шли туда сами, в поисках личной и религиозной свободы.

«Представляя русскую культуру вовне, нужно самим ответить на вопрос: А как мы сами видим собственную культуру?» – считает Ирина Прохорова. Прежде всего — это самопознание.

«Неизвестная Сибирь» – метафора современной России, культура которой, по мнению организаторов фестиваля, находится «на повороте», сознает «разрыв» и ищет новую идентичность. При этом она, безусловно, – часть европейской культуры, и современное российское искусство разрабатывает общеевропейские проблемы.

Далеко не все представляемое в Лионе имеет исключительно «сибирскую выделку». Отбиралось либо искусство мало известное вообще, либо такое, которое по каким-то причинам незнакомо французскому зрителю. В музыкальной части, например, будут представлены оперы Сергея Рахманинова, которые крайне редко исполняются (Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева). В театральной опции – один из спектаклей по пьесе Василия Шукшина (Государственный Театр Наций), поставленный латвийским режиссером Алвисом Херманисом в стилистике, изрядно отличающейся от традиционной «деревенской прозы».

Архитектуру же представляет коллекция объектов Николая Лёвочкина – непрофессионального художника – работника Московского метрополитена, «машиниста и архитектора рая». Удивительные соборы, дворцы, станции он складывал из «подручных» предметов – рождественских колокольчиков, ящиков письменных столов, настольной лампы, остова телевизора, картинок из журнала «Огонек», и многого другого. По словам родственников, передавшим коллекцию в Государственный музей архитектуры им. Щусева после смерти автора, создание этих объектов долгое время было единственным смыслом, единственным занятием, связывающим его с миром. Эти оригинальные и порой странные конструкции — безусловно, также и произведения архитектурного искусства.

Челябинский театр современного танца

Еще одна опция Фестиваля — междисциплинарный уик-энд. В нем примут участие Алексей Айги и Ансамбль 4’33”, Челябинский театр современного танца, Русский инженерный театр «AXE», Театр «Тень», арт-группа «Синие носы», поэт Андрей Родионов и группа «Елочные игрушки», художник Александр Петлюра, музыкант Петр Айду и уже упоминавшиеся супрематические крестьяне Liquid Theatre.

Будет представлена также подборка лучших конкурсных работ Международного Канского Видео Фестиваля. Свой Канский Фестиваль появился в России в 2002 году. Место проведения – город Канск Красноярского края – было выбрано по фонетическому принципу: нашли в интернете название, похожее на французские Канны. Главными достопримечательностями Канска до этого времени была история кандального тракта и периодический разлив канализации на главной площади.

Алексей Айги и Ансамбль 4'33''

Теперь здесь есть куда более значимая достопримечательность. За 8 лет фестиваль стал значительным событием в мире современного искусства – в нем участвуют молодые бескомпромиссные режиссеры и художники из разных стран. Родившийся «культурный кластер» существенно изменил и жизнь города. Выросшая «Пальмовая аллея» (пальмы создавались детьми из детских домов и интернатов Канска, Норильска и Москвы) фактически стала центром города. «В этом году на конкурсе было 6 видео-работ, созданных авторами из Канска – рассказывает Павел Лабазов, директор Международного Канского Видео Фестиваля. – Одна из них вошла в тройку призеров. И это очень серьезный результат».

Интересен и совместный франко-российский проект «Кем быть?». Детдомовские дети из Норильска под руководством архитекторов и художников «Студии ДЭЗ №5» (Михаил Лабазов) с апреля работают над созданием более 30 произведений, — рисуют и моделируют. Параллельно группа их ровесников из Института терапии, педагогики и воспитания Ля Павьер (Морнан) работает с французскими художниками Мерием Джани и Бруно Тери. В ноябре они встретятся, чтобы сделать совместную выставку.

«Фестиваль – о человеке, – подытожила пресс-конференцию Ирина Прохорова. – О том, как современный человек выживает в самых ужасных условиях. Как он гармонизирует пространство. Сейчас вообще происходит неогуманизация современного искусства, возвращение к работе с человеком, а не с абстрактным космосом. И это надо поддерживать и показывать миру».

  1. apechnikov

    Прекрасное это все таки дело, осибиривать французов. Пиар опять же какой, эстетская публика. Дело хорошее показать нестереотипное лицо Сибири. Вот только вспоминается один из самых лучших, на мой взгляд, журналов о Сибири, который кстати носит именно такое же название «Неизвестная Сибирь». Издается с 2008 года в Новосибирске. Совсем не похож на гламурные издания, сразу же нашел огромное число почитателей. Только наши бизнеса и алегархи не нашли возможности его поддержать (сколько к ним не обращались, поэтому за 2 года они издали всего 2 номера (необыкновенно хороши). Наверное, во Франции удобнее демонстрировать свою благотворительность.
    А с журналом можно познакомиться здесь: http://veksibiri.ru/
    А это пара отзывов на него в сети:
    http://tayga.info/details/2008/12/12/~90193
    http://izsibiri.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=81&month=12&year=2008&day=12&Itemid=91
    http://npo4tenie.livejournal.com/1789.html

Leave a Reply