Близкая даль особых театров


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В кульминационный момент из звуковых кусочков срастается: «Услышьте нас. Позвольте нам жить среди вас. Стать частью этого общества»… 11 апреля в Немецком культурном центре им. Гёте состоялась презентация русско-немецкого театрального проекта «Близкая даль – в поисках себя и других».

Театр Thikwa. Фото с сайта www.thikwa.de

…Фразы, собираемые по частям. Голос подхватывает другой голос, повторяет, отражает, поддерживает и добавляет новые краски. Движения, которые как бы отображают, отзеркаливают партнера, но, тем не менее, сохраняют свой уникальный рисунок. 20 человек перемещаются по сцене в разных ритмах, но никакого хаоса не возникает, наоборот, создается ощущение целостности… И — тот самый кульминационный момент.

15-минутный перформанс — сложное ритмическое, смысловое и личное взаимодействие между профессиональными артистами, танцорами и актерами с так называемыми «ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), — результат недельного воркшопа немецкого режиссера театра Thikwa Герхарда Хартмана и режиссера Интегрированной театральной студии «Круг II» Андрея Афонина. Полная же версия спектакля будет подготовлена к 2012 году. Его литературную основу составят тексты людей, с проблемами психики или с интеллектуальной недостаточностью – как немецких, так и российских.

Идея проекта «Близкая даль – в поисках себя и других» родилась в прошлом году, когда Герхард Хартман с театром Thikwa был в Москве на фестивале «Протеатр». Там же выступал и коллектив студии «Круг II».

«В последние 15 лет мы очень тесно сотрудничаем с профессиональными немецкими театрами, где играют ‘обычные’ актеры и люди с т.н. ОВЗ, — пояснил Андрей Афонин. — Эти театры представляют свои работы на обычном театральном рынке Германии. Мы у них многому учимся и в последнее время делаем совместные проекты».

Спектакль студии Круг-II. Фото с сайта www.proteatr.ru

В подобных театрах акцент делается не на терапию или «реабилитацию», а именно на искусство. И это искусство интересно «обычному» зрителю – у спектаклей постоянные аншлаги, театры успешно гастролируют и зарабатывают себе на жизнь. Герхард Хартман рассказывает об этом так: «После многолетней работы в этой области я убежден в том, что наши коллеги — актеры, с так называемыми ограничениями здоровья – обладают такими выразительными возможностями, которые могут так называемую «нормальную» публику к себе приковать, заинтересовать в чисто художественном качестве, безо всякой оглядки на какие-то дополнительные социальные домыслы».

Основной проблемой людей «с особенностями» часто становится невозможность найти место в обществе. Как сказал Андрей Афонин, инвалид – это не тот, кто чего-то не умеет или не может, а тот, кто никому не нужен… Искусство же, как открытый социальный медиум, позволяет таким людям стать полноправными участниками общественной художественной жизни. «Главная цель проекта: искусство людей с ОВЗ включить в контекст нормальной культурной жизни», — подчеркнул Герхард Хартман.

И это никоим образом не «гуманитарная акция», когда «обычные» актеры учат чему-то «необычных». Это попытка встречи людей разного происхождения, разных социальных реалий. Попытка диалога между разным вообще: между людьми с «ограниченными» и «безграничными» возможностями, между литературными текстами двух культур – немецкой и русской. Этот диалог подразумевает знакомство с другим, но также и — поиск своего собственного. И поиск средств выражения этого. И в лучшем случае, между поиском «своего» и знакомством с «чужим» возникает та самая новая форма, которая так интересна на сцене…

В России, к сожалению, подобные проекты – большая редкость. Для детей с ОВЗ есть определенное число центров, где занимаются арт-терапией, но взрослым практически некуда обратиться. Студия «Круг» — одна из немногих, которая принимает людей любого возраста. Таких объединений и студий явно недостаточно. Ситуацию могло бы поправить создание Театрального центра, задачей которого была бы поддержка и развитие самостоятельной художественной и культурной деятельности людей с ОВЗ. Специалисты «Круга» (при финансировании ЕС) разработали подробную модель такого центра, но пока для ее полноценного воплощения в жизнь нет ресурсов.

В этом смысле очень интересен опыт центра особого искусства Blaumeier-Atelier в Бремене. Он возник в 1986 году, фактически — в результате ликвидации бременского психиатрического интерната, в котором содержались люди, не достигшие 30 лет. Все подопечные интерната переселились в город, где для них были организованы общежития и отдельные квартиры со специальным обслуживанием. Новые обитатели привнесли в жизнь города и новые проблемы. В качестве одного из вариантов их решения местные художники, музыканты и режиссеры предложили этим людям регулярные занятия творчеством.

Сейчас центр стал одним из средоточий культурной жизни города. Blaumeier-Atelier – достопримечательность Бремена, наряду с бременскими музыкантами. В мастерских создаются уникальные маски, выставки работ его художников проходят в лучших галереях. У центра есть собственная рок-группа. На театральные выступления не достать билетов, актеры снимаются в кино…

Фильм с участием актеров Blaumeier-Atelier «Без ума от Парижа» (Verrückt nach Paris), показанный на презентации проекта «Близкая даль – в поисках себя и других», — удивительный художественный и человеческий документ. Это современное, ироничное, без малейшей патетики и политкорректной снисходительности к несчастным кино. Наглядное свидетельство того, что искусство – сфера, где выравниваются интеллектуальные и физические возможности людей.

Хочется пожелать студийцам «Круга» тех же возможностей, которые есть у их немецких коллег.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий