Представляя другую Россию


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Когда говорят «театральный фестиваль» в голове всплывает устойчивый образ комической и трагической масок; при слове «кинофестиваль» представляем красную дорожку и вспышки фотокамер… Интересно, с чем у нас будет ассоциироваться непривычное пока для уха словосочетание «музейный фестиваль» — с передвижными витринами, музейными сувенирами или чем-то другим?

Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник стоит на грани мировой научной сенсации – в нем впервые может быть смонтирован скелет кавказского эласмотерия.

 
Событие нового типа впервые представил Благотворительный фонд Владимира Потанина. 2-3 сентября в Москве на Винзаводе прошел фестиваль «Музейный гид». Как следовало из названия, здесь должны были поведать о музеях, мимо которых не стоит проходить мимо.
 
В действительности было так и немного больше. Фестиваль был построен на материале проектов — победителей конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» и программы «Первая публикация» фонда Потанина. За несколько лет существования этих программ у российских музеев, которые не боятся экспериментировать, накопился уникальный опыт. «Мы очень хотим, чтобы музеи, с одной стороны, грамотно хранили наследие, а с другой – умели разговаривать с современными аудиториями, умели заинтересовывать людей и понимали современные тренды. Нельзя сохранить наследие, спрятав его под замком» – объяснила задачу грантовых программ фонда заместитель директора Наталья Самойленко. Поведать миру об инновационном опыте работы российских музеев, а заодно узнать, что происходит в этой сфере за рубежом, — задача, которую поставили организаторы фестиваля.ш
 
Удивляться на «Музейном гиде» было чему. Центральное место павильона занимала кураторская интерактивная выставка, интерпретирующая шесть успешных музейных проектов, прибывших из разных регионов страны. Метафора выставки — «клад»: ведь наследие, которое хранят музеи, является бесценным кладом.
 
Любому гостю – а вход на фестиваль был свободный – предоставлялась возможность самостоятельно найти клад. Считав первый слой информации, представленный в виде текста или видеоинсталляции (регион – музей – проект), можно было заглядывать в темные комнаты, сооруженные музеем «Огни Москвы», деревенские сундуки – инсталляция «Уральский креативный конструктор», или буквально раскапывать что-то в земле, надев рабочие перчатки. Большая песочница сложной формы, песок в которой заменил торф, была сделана для проекта «Забытые крепости ХХ века» из Изборска. Конфигурация песочницы напоминала карту расположения дотов – долговременных огневых точек, которые сооружались на территории Псковской области в 30-е годы прошлого века. Доты выстраивались как линия обороны, но большинство объектов к началу Великой отечественной не были достроены. Тем не менее, гарнизоны отдельных дотов в июле 1941 г. приняли неравный бой с фашистами и, погибнув, позволили выиграть время для организации обороны Ленинграда. Энтузиасты проекта «Забытые крепости XX века» занимаются поиском и музеефикацией таких дотов, привлекая внимание властей, волонтеров и вдохновляя туристов. В песочнице, которая была, пожалуй, самым необычным элементом выставки, можно было откопать фрагменты бетонных сооружений, маленькие видео-экраны с военной хроникой, солдатиков, тексты военных документов. Если докопаться до сути самому не удавалось, на помощь приходил автор проекта Алексей Старков, который преобразился на это время в лейтенанта начала Великой Отечественной войны.

Большая песочница сложной формы, песок в которой заменил торф, была сделана для проекта 'Забытые крепости ХХ века' из Изборска

 
Для детей на фестивале соорудили отдельный уголок – здесь кипела работа творческой студии. После поиска клада юным участникам предлагалось выразить свои впечатления в рисунках и сделанных собственными руками арт-объектах. Самым популярным действием на этой территории было нанесение карельских орнаментов на домотканые полотенца. Созданные детьми артефакты выставлялись на деревянных полках и стенах, пополняя экспозицию «Музейного гида».
 
Кроме интерактивной выставки фестиваль был задуман и как профессиональная дискуссионная платформа. На специально оборудованной площадке в режиме нон-стоп проходили лекции и мастер-классы российских и зарубежных экспертов музейного дела.
 
Директор Ассоциации независимых музеев Великобритании Сэм Хант рассказывал о факторах, которые делают музей независимым от государства:  предпринимательских навыках, эффективном менеджменте и прочих технологиях успеха. Огромный интерес съехавшихся на фестиваль музейщиков вызвала лекция Джона Багли, директора международной консалтинговой компании по фандрайзингу Великобритании: он рассказал о том, как работает эндаумент музеев. Тема новая, актуальная и перспективная, ведь создавая неприкосновенный капитал, музеи обеспечивают себе стабильную жизнедеятельность. Эксперт делился знаниями о том, как успешно проводить масштабные кампании по привлечению средств и какие фандрайзинговые технологии использовать, давал практические рекомендации. Бьёрн Стенверс, директор по маркетингу Музея истории Амстердама, поведал о том, как работать с музейной публикой в туристическом городе. Он высказал идею превращать музеи в клубы и отправлять зрителей по маршрутам, соответствующим их настроению. Европейские и российские эксперты рассказывали и о личных музейных маршрутах и сильных впечатлениях от посещения музеев, о том, куда они предпочитают ходить с семьей, друзьями и коллегами.

На музейном фестивале использовали и суперпопулярный IT-формат – конференцию TEDx. Она называлась «Непрерывное пространство коммуникаций: город, музей, социум».

Интеллектуальное шоу позволило каждому приглашенному эксперту-спикеру за 15 минут выступления поделиться своей идеей развития музеев, увлечь зрителей и зарядить энергией. «Идеи, достойные распространения» (это слоган проекта TED) теперь можно посмотреть в записи на сайте www.TEDxVorobyovy-Gory.ru и официальной странице www.facebook.com/TEDxVG.
 
Ну, и наконец, главное профессиональное мероприятие «Музейного гида» – представление победителей нового конкурса фонда Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире». Познакомиться с проектными идеями российских музеев, которые в этом году получили поддержку, можно было в формате «Печакуча light». Слово «печакуча» с японского означает болтовня, но в целом, это методология кратких презентаций проектов, ограниченная по форме и времени. В равных условиях победители VIII грантового конкурса – а их было 23 – представляли свои проектные идеи. После презентации зрители могли задать авторам проектов любые интересующие вопросы. И, несмотря на то, что на это ушло почти три часа, публика и не думала расходиться.
 
Фестиваль «Музейный гид» у каждого из участников вызвал свои ассоциации и эмоции, — слишком много событий и информации пришлось на одну единицу времени. «Покидая музей, мы уносим с собой ВВП: впечатления, воспоминания, переживания, – поделился куратор выставочной экспозиции фестиваля Георгий Никич. – Очень хочется, чтобы наш фестиваль стал одновременно и клубной площадкой, и провокацией, и возможностью увидеть другую Россию».
 
Одна из ассоциаций на «музейный фестиваль», пожалуй, будет такая: карта России, а на нее нанесены музеи, в которые обязательно стоит наведаться.

1 comment

Add yours
  1. Ирина Ерза (CAF Россия)

    Жаль, что я не прочитала подобный текст до начала фестивала. Программа меня не настолько вдохновила.
    Поэтому мы с детьми выбрали в фестивальную субботу
    — «6 миллиардов других» на Остоженке.

Добавить комментарий