Провинциальный музей: открываем «терра инкогнита»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

 
Столичные музеи-гиганты научились приспосабливаться к реалиям меняющегося мира – искать спонсоров, меценатов, участвовать в различных грантовых программах. Маленьким провинциальным музеям гораздо сложнее дается поиск финасирования. Однако они продолжают работать и сохраняют роль культурных центров. B том числе, с помощью современных технологий — как это делают в Национальной Галерее Республики  Коми.

 

В.Г. Игнатов. Битва с Яг-Мортом. Из коллекции Национальной Галереи Республики Коми

 
Искусство Коми: прошлое и настоящее

 

Республика Коми – исторически молодое образование. Несмотря на то, что эту землю с глубокой древности населяли финно-угорские народности, официальный статус край получил менее 100 лет назад. В августе 1921 года появилась автономная область Коми, которая в 1992 году была преобразована в Республику Коми в составе Российской Федерации. 

Профессиональное изобразительное искусство республики, так же как и она сама, – дитя советского времени. Оно содержит в себе все основные его тенденции – реалистичность, коллективизм, идеологизацию общества, и отпечатки всех перемен и событий, происходивших в стране. 

Расцвет его пришелся на середину ХХ века, в послевоенное время, когда был основан Союз художников Коми.  В регионе собрались молодые талантливые художники, они стремились сделать свое искусство доступным, активно участвовали в выставках, в их работах объединялись реализм и традиции народного творчества.

Тогда же, в 1940-х годах, была открыта Национальная Галерея Республики Коми, которая сейчас — самый крупный в республике художественный музей. Его коллекции насчитывают более 7000 произведений искусства XVII — начала XXI века и объединяют в себе церковное искусство, русское искусство XVII — начала XX вв., искусство России XX века, зарубежное искусство XVII — начала XX вв. и изобразительное искусство Республики Коми.

Гордость галереи, ее бренд — то, что создали местные художники с начала XX века до сегодняшних дней: живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство. В этих произведениях живет история самобытного края, отражены этапы развития профессионального искусства.

Но стенды постоянной экспозиции и временных выставок не дают возможность посетителям увидеть все богатство коллекции, хранящейся в фондах и архивах музея. Эту проблему помогают решить современные информационные технологии.

Мультимедийное краевидение

Для второго конкурса «Музеи Русского Севера» (проводится в рамках благотворительной программы компании «Северсталь») Национальная Галерея подготовила проект «Краевидение (Коми край глазами художников)». Идея получила поддержку, и теперь в музее полным ходом идет создание мультимедийной образовательной программы. В ней в полном объеме будет представлена коллекция изобразительного искусства Коми, причем, не только из Национальной галереи, но также из региональных музеев, например, из Воркутинского.  Экспозиции музея наполнятся новым содержанием, расширится круг тем, сюжетов,  авторов. Кроме того, вся коллекция войдет в состав электронной энциклопедии. 

«Это очень живой и интересный проект. Сотрудники музея горят его воплощением в жизнь, — поделился впечатлениями Антон Лагутин, эксперт программы «Музеи Русского Севера», заведующий сектором информатизации музейных программ музея-заповедника «Царицыно». — На одном электронном носителе будут собраны все сокровища этой земли, которую даже ученые называют «терра инкогнита»: города и природные ландшафты, запечатленные художниками, исторические справки с иллюстрациями, портреты знаковых людей края с биографиями».
 
Музейщики надеются, что энциклопедия будет интересна не только специалистам и посетителям галереи, но и преподавателям различных дисциплин: изобразительного искусства, мировой художественной культуры, краеведения, регионоведения, культурологии, коми языка и литературы. А проект в целом поможет внести свежие веяния в деятельность музея, привлечь новых посетителей, вызвать интерес к изучению культуры этого далекого и все еще неизведанного края. 

Надо сказать, что это не первый опыт участия музея в благотворительных программах. Например, в 2010 году позволил организовать цикл интерактивных занятий для ста воспитанников пяти коррекционных школ-интернатов. Это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей из интернатов сел Пажга, Усть-Вымь, поселка Аджером и города Емвы. Особенность этих занятий — интеграция живописи и музыки. Для победителей конкурса творческих работ устроили экскурсию в Санкт-Петербург, где они могли вживую познакомиться с музеями и достопримечательностями города.

А в 2007 году галерея уже становилась победителем конкурса «Музеи Русского Севера» с проектом «Иконопись, деревянная резная пластика, медное художественное литье XVII — начала XX века из собрания Национальной галереи Республики Коми», тоже интерактивным. Тогда был создан электронный альбом-каталог для специалистов и людей, интересующихся этой темой, знакомящий с историей иконописи в Коми. А также — мультимедийный компакт-диск для школьников — «О чем молчат иконы».

Сегодня галерея – настоящий культурный центр Сыктывкара. Преодолевая финансовые трудности и удаленность от центров инновационых технологий, музей стремится быть современным. Обновляется экспозиция, происходит масса увлекательных событий и проектов, которые привлекают посетителей всех возрастов.

Создан при поддержке Союза музеев России, Фонда Б.Н. Ельцина, Центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея (С.-Петербург) и музыкального коллектива оркестра Государственного Эрмитажа

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий