Валюта взаимопомощи


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Более 5 лет назад один из успешных предпринимателей и меценатов Нижнего Новгорода, побывав в Великобритании, познакомился с идеей Банка времени — социального проекта, позволяющего людям обмениваться необходимыми им услугами, минуя процесс передачи денег.

Идея настолько вдохновила бизнесмена, что он создал подобный проект в своем родном городе. Сейчас Банки времени открыты уже в семи городах России.

Нижний Новгород

Нижний Новгород - родина российского Банка времени. Фото: Алексей Белобородов

Единственной валютой в Банке времени считаются часы, которые участники проекта зарабатывают, оказывая друг другу помощь как по своему профессиональному профилю, так и в других областях. Это время аккумулируется на личном счете участника, и в дальнейшем он может потратить его, также воспользовавшись чьей-то услугой.

Основная идея Банка времени, отличающая этот проект от других систем, альтернативных денежным, — в том, что время каждого участника оценивается одинаково, независимо от того, оказывает ли он юридические консультации, учит вязать крючком или гуляет с детьми. При таком подходе разрушаются сложившиеся в обществе стереотипы о востребованности и рентабельности той или иной профессии. Здесь любой труд, в том числе «неквалифицированный», оценивается как значимый и уважаемый, наравне со всеми остальными.

Идея Банка времени в том, чтобы сделать доступными для любого человека качественные образовательные, бытовые, медицинские и любые другие услуги. Одновременно он получает право и гарантию на реализацию собственных умений, а также мотивацию к развитию разносторонних навыков и интересов, что незаменимо во времена экономической нестабильности.

Удачная идея

Считается, что идея Банка времени принадлежит американцу Эдгару Кану, который в 1980-х годах ввел и распространил понятие тайм-долларов (подробней о том, как возникла эта валюта, можно прочитать в этом же номере «ДиБ»). Сейчас Банки времени функционируют более чем в 30 странах, в том числе в Канаде, США, Великобритании, Испании, Португалии, Италии, Израиле.

История проекта в России началась в 2005 году, когда предприниматель из Нижнего Новгорода Сергей Иванушкин (владелец ресторанного бизнеса и диагностической лаборатории, а также президент семейного благотворительного фонда) побывал в Великобритании, познакомился с идеей Банка времени и загорелся ею. Он обратился в Нижегородскую службу добровольцев, на базе которой проект и был реализован год спустя.

Кроме Иванушкина, который все 5 лет существования Банка времени вкладывал в него немалые деньги, проект поддерживают (по большей части организационно) администрация Нижнего Новгорода и правительство Нижегородской области. А в 2009 году к делу подключился благотворительный фонд Чарльза Стюарта Мотта (Великобритания), благодаря которому в прошлом году филиалы Банка были открыты еще в шести городах России: Санкт-Петербурге, Барнауле, Северодвинске, Кстово (Нижегородская область), Кирове и Красноярске.

В скором будущем Банки времени откроются в Ярославле и Смоленске, в перспективе Ростов, с недавнего времени ведутся переговоры в Москве. Координаторы очень гордятся тем, что зачастую люди из других городов, узнав о проекте, сами обращаются с предложением открыть филиал в своем городе.

Как стать клиентом Банка времени

Клиентами Банка времени могут становиться только физические лица старше восемнадцати лет, не состоящие на психиатрическом, наркологическом и полицейском учете. Есть два варианта регистрации: в офисе с помощью координатора и самостоятельно через интернет, на сайте проекта.

С клиентом, пришедшим впервые, заключается соглашение, где оговариваются права и обязанности сторон в ходе сотрудничества. Он должен также заполнить анкету и приложить к ней копию своего паспорта. Кроме того, есть определенные работы, выполнять которые допустимо только при наличии соответствующего диплома: оказание юридических и медицинских услуг, а также услуг, связанных с электромонтажными работами.

Если участник регистрируется только на сайте, оказывать и получать услуги он может только дистанционно, через Интернет (например, переводы, консультации, поиск какой-либо информации и т.п.).

После регистрации у клиента появляется личный счет; на нем уже лежат четыре бонусных часа, которые необходимо потратить на одну услугу в течение двух месяцев. В дальнейшем здесь будет учитываться оборот заработанных и потраченных часов.

Всего выделено 15 областей, в которых клиенты Банка времени предлагают и получают услуги: ремонт, информационные технологии, педагогическая помощь, бытовые услуги, организация мероприятий, транспортные и курьерские услуги и т.д. Определившись с видом работ, клиент подает объявление на сайт. Это можно сделать опять же самостоятельно или по телефону с помощью координатора.

Объявления других клиентов можно посмотреть на сайте или услышать по телефону. Кроме того, проводится регулярная электронная рассылка предложений. Со всей работой справляются всего четыре сотрудника нижегородского Банка времени: директор, два координатора и координатор региональной сети.

Как заработать на свадьбу

«У всех клиентов разная мотивация участия, — рассказывает один из координаторов проекта Николай Урусов. — Для молодых людей (их в проекте около 40 процентов) это возможность получить опыт. Кто-то оказывает профессиональные услуги, кто-то реализует другие навыки. А для людей, чей труд в обычной экономической системе оценивается не очень дорого, это возможность получить те услуги, которые они обычно не могут себе позволить. Но и представители высокооплачиваемых профессий не ставят свою работу выше других».

Кстати, «дорогие» работы далеко не всегда имеют хороший спрос у клиентов Банка времени. В первую очередь востребованы услуги в области красоты и здоровья (маникюр, стрижки-прически, массаж), информационных технологий (помощь в установке и использовании программ), ремонт и репетиторство. Например, по итогам прошлого года, образовательные и репетиторские услуги оказывались 48 раз, что дало участникам проекта возможность заработать почти 100 часов, услуги в области красоты и здоровья — 19 раз (34 часа), а ремонтные работы — 16 раз (59 часов).

Есть замечательный пример, когда двое клиентов Банка частично «оплатили» часами собственную свадьбу. Накопив порядка 40 часов каждый (один из них «зарабатывал» на создании сайтов и презентаций, другой — на мастер-классах по бисероплетению), они потратили их на услуги фотографа, постановщика свадебного танца, ведущего и парикмахера. Таким образом, довольно недешевые работы обошлись им фактически в неделю стандартного рабочего времени.

Контроль качества

Деньги в Банке времени могут тратиться только на расходные материалы — бензин, ткань для пошива и т.п. Доплатить за услугу нельзя ни при каких обстоятельствах. Правда, если активному клиенту не хватает часов на что-то очень нужное, координатор может выделить ему кредит до 10 часов. Также любой участник имеет право при желании поделиться с другим, если на его собственном счете при этом останется не меньше 3 часов.

Существует и черный список клиентов; правда, он очень небольшой. После каждой оказанной услуги координаторы в обязательном порядке получают обратную связь от обоих клиентов, максимально подробно расспрашивая их, как все прошло, все ли устраивает.

Если выясняется, что клиент недоволен, часы с него не списываются. Либо работу переделает тот же человек, либо кто-то другой, либо клиент вообще от нее отказывается. В случае если на одного и того же человека поступают жалобы, координаторы могут исключить его из базы поставщиков услуг.

Кроме того, клиент может попросить менеджера сопровождения приехать для контроля качества услуги. Как правило, это постоянный и проверенный клиент Банка, который будет присутствовать во время выполнения работ. Он также обеспечивает безопасность оказания услуг.

В среднем в нижегородском Банке оказывается 2–3 услуги в день. Всего в течение 2011 года участники проекта заработали 581 час. Однако настоящей единицей эффективности здесь, в отличие от обычных банков, считается оборот часов, то есть суммарное количество заработанных и потраченных. Это более ценный показатель, так как дает участникам собственную выгоду, а проекту — инерцию развития. По итогам прошлого года оборот часов победителя в номинации «Лучший клиент Банка времени» составил 80 часов.

Основную задачу сотрудники видят в распространении идей Банка времени, то есть в привлечении новых участников. И это получается довольно неплохо: из 1024 зарегистрированных в Нижнем Новгороде участников 333 присоединились к проекту только за прошлый год.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий