Упсала-Цирк: нешуточный продукт


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В пока единственном шатре «Упсала-Цирка», нового проекта по работе с детьми из неблагополучных семей на выступления набирается полный зал — с сентября артисты показывают номера раз в неделю. Этот проект, которому в этом году исполняется 12 лет, можно расценивать как новую городскую достопримечательность — есть куда сходить с ребенком. А можно говорить о новом типе социальных проектов, когда не благодетели помогают уличным детям, а дети работают над собой при помощи цирковых педагогов.

Упсала-Цирк

О тех, кто приходят посмотреть на детей-циркачей впервые, директор «Упсала-Цирка» Лариса Афанасьева рассказывает: «Обычно люди приходят к нам, когда кто-то из знакомых им говорит: «Там есть социальный проект такой чокнутый, называется «Цирк для хулиганов». Сходите на них посмотреть!», а они думают, что они придут, а там убогое здание и дети с бритыми затылками, у них не очень красивые лица и их жалко. А когда они приходят в «Упсала-Цирк», то они видят совсем другое — современный проект и красивых детей». По словам Ларисы Афанасьевой, эти самые зрители всегда спрашивают, а есть ли у организации кастинг, потому что все дети — очень красивые.

Отбор будущих артистов проходит в кризисных центрах: цирковые трюки, связанные с риском и яркими красками, гораздо ближе уличным детям, чем другие педагогические методы. Каждый три годы в команду «Упсала-Цирка» поступает не больше 15 человек.

«Я всегда говорю детям, что поздравляю их, потому что они вытащили счастливый билет в своей жизни», — говорит Лариса Афанасьева. При этом дети должны быть настроены на то, что им придется много работать — помогают отечественные цирковые педагоги и профессиональные тренеры или волонтеры из Германии. Уже с 8 лет ребят обучают акробатике, жонглированию и актерскому мастерству.

«Всякий раз, когда я бываю в маленькой комнате, который Лариса и Марина (еще один работник «Упсала-Цирка») называют своим офисом, — пишет в своем блоге американский журналист Сара Лафлер-Веттер, — я загипнотизирована тем, как они управляют вниманием и любовью 50 детей. Когда дети то и дело захлебываются вопросами, таскают друг друга на спине по коридору и шумят — Лариса сохраняет спокойствие. Она отвечает на каждый вопрос с юмором и достоинством и вежливо просит их уйти из офиса, когда они пересекают линию».

Цирковой метод

Упсала-ЦиркС такой формой общения с детьми у организации появилось имя. В России цирк для хулиганов воспринимают в новинку, хотя за границей метод социально-трудовой педагогики довольно известная вещь, как отмечает Лариса Афанасьева. «В школах ее использую как предмет, например, как физкультуру, — поясняет директор организации. — На уроках физики и математики в Германии, например, изучают жонглирование».

Подобную акцию «Здоровье в жизни» в немецких школах проводил еще один социальный цирк Cabuwazi, располагающий пятью цирковым шатрами в Берлине. Циркачи обратили внимание, что обучить детей правильно питаться можно через спортивные игры и трюки. Кроме того, те, кто жалуется на избыточный вес, в процессе цирковой работы не только приходят в норму, но и повышают самооценку.

Начало «Упсала-Цирку» было положено в 2000 году, когда из Берлина приехала будущая основательница цирка для хулиганов Астрид Шорн с дипломным проектом по социальной работе. Идею она собралась воплощать на практике, хотя даже не знала как следует русского языка. В дальнейшем Астрид Шорн и Ларисе Афанасьевой «везло, как дуракам», по словам последней. «Мы с ней довольно быстро познакомились: уже после 2-3 недель пребывания Астрид в Петербурге я случайно услышала об этой идее, — вспоминает Лариса Афанасьева. — Несколько раз я совершенно случайно увидела ее на Невском проспекте, а когда мы встретились с ней на Гостином дворе, где была тусовка уличных детей, то мы совершенно случайно сразу же набрали нашу команду».

Поначалу давать денег на цирк российские бизнесмены не соглашались. «У нас самих здесь цирк», — отвечали они. Поэтому первый капитал поступил от европейских фондов. Сегодня часть средств поступает от выступлений, хотя некоторые представления ребята дают бесплатно в детских домах и интернатах или гастролируют по Европе.

Нечеткие спонсоры

По форме ведения социального проекта больше напоминает руководство бизнесом, чем некоммерческой организацией в общепринятом для России формате. На примере «Упсала-Цирка» видно, как его основатели борются со стереотипными представлениями людей о благотворительности. «Я не люблю две вещи — это цирк и социальные организации», — утверждает Лариса Афанасьева. Цирк в классическом понимании она не любит, потому что в нем, как правило, отсутствуют вкус и философия, а еще пахнет немытыми животными и работают пьяные артисты. Социальные организации — потому что люди, работающие там, «мягко говоря, вызывают грусть и тоску».

Два года назад руководитель «Упсала-Цирка» поступила в бизнес-школу, чтобы понять, как делать социальный бизнес. Спрашивая работающих в крупных компаниях друзей о том, как они представляют сотрудников благотворительных организаций, она получала ответ: «Либо блаженные, которые хотят спасти мир, не зная как, либо те, кто понимает, как заработать рубль на организацию».

Для «Упсала-Цирка» в первую очередь важен имидж: компании, которые помогают развитию проекту, дают деньги не столько на благотворительность и помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, сколько на развитие цирка. Разница принципиальная — организация создает конкурентоспособный продукт. Один из спонсоров социального цирка долго присматривался к спектаклям, прежде чем дать денег, потому что ответственно подходит к бизнесу, а впоследствии поделился, что если бы уровень спектаклей был низкий, то они никогда не стал бы помогать.

Упсала-Цирк

Упсала-Цирк

«Я считаю, что когда компании помогают плохим социальным организациям, которые развращают детей и приучаются их к халяве, то они становятся участником большого преступления, не давая себе в этом отчета», — соглашается Лариса Афанасьева. По ее словам, у них нет ни одной компании, которая представляет жесткий русский бизнес. «Если бы такая компания появилась, то я как руководитель отказала бы им на том основании, что они не являются нашей целевой аудитории», — заявляет она.

Одним из спонсоров цирка для хулиганов стал благотворительный магазин «Спасибо». С июня 2011 года средства от продажи одежды, сданной в магазин по доброй воле посетителей, идут в том числе на содержание «Упсала-Цирка», а раньше поступали в столичный благотворительный фонд «Детские сердца». «Мы подумали о том, что перечислять деньги от петербургского проекта в московский фонд не совсем правильно, поэтому решили сотрудничать с местными организациями, — объясняет Юля Титова, основатель благотворительного магазина. — «Упсала-Цирк» мы знаем очень давно, им действительно можно доверять».

Благотворительный магазин "Спасибо!" на Гороховой

Благотворительный магазин "Спасибо!" на Гороховой

Компании, которые готовы перечислить часть дохода на благотворительность, зачастую возглавляются молодыми руководителями. Владельцы стартапов, по словам Ларисы Афанасьевой, понимают, что нужно что-то менять вокруг. В качестве примера такого социального проекта, изменяющего окружающую среду, она называет Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», заведения, где бесплатно учатся архитекторы, дизайнеры, социологи и экономисты.

По сравнению с бизнесом сотрудничество с государством внушает благотворительным организациям нового поколения меньше доверия. «На сегодняшний момент, общаясь с государством, вступаешь в какую-то сделку. Сложно отследить, когда наступает нечестность. Когда имеешь дело с компаниями, то встречаешься с людьми и понимаешь, с кем имеешь дело, можешь нести ответственность, а с государством иногда понять нельзя», — делится Лариса Афанасьева.

Плюс шатер

На сегодняшний день в единственном шатре «Упсала-Цирка», который находится на территории бизнес-центра, занимаются около 70 ребят возрастом от 8 до 14 лет. Посмотреть на маленьких циркачей есть много желающих — к тому же организацию собираются пополнять новыми ребятами. В 2012 году для представлений собираются строить новый шатер, стоимость которого оценивается в 6 миллионов рублей. Чтобы набрать нужную сумму, организация развернула большую фандрайзинговую кампанию. Ее идея — владельцем шатра может стать каждый, достаточно купить за 100 рублей один из 60 тысяч пазлов. В числе благодетелей оказались футболист Вячеслав Малафеев и компания ВКонтакте.

1 comment

Add yours

Добавить комментарий