История одного спасения


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Церковь в деревне Крохино Вологодской области в советское время сначала разграбили и закрыли, а затем затопили — когда строили участок Волго-Балтийского канала. Теперь церковь, которая появляется в одном из эпизодов фильма «Калина красная», пытаются восстановить волонтеры.

Храм Рождества Христова в Крохино

Храм Рождества Христова в Крохино

Храм Рождества Христова полвека простоял в воде, здание сохранилось, однако в таком состоянии, что вскоре может окончательно исчезнуть.

Оно наверняка исчезло бы, но в марте 2009 года группа волонтеров решила спасти церковь от разрушения. Так появился фонд «Центр возрождения культурного наследия «Крохино». Несколько добровольцев построили дамбу вокруг храма, чтобы прекратить разрушение фундамента из-за сильных волн. Для полной реставрации храма их сил не хватит. Они обращались за помощью к государству и церкви, но пока без особых результатов. А недавно в Общественной палате РФ волонтеры представили свой проект восстановления памятника. Если все получится, церковь может стать местом паломничества и туризма.

Идея восстановления храма принадлежит Анор Тукаевой. О том, как возник этот проект и о его будущем она рассказала в интервью кореспонденту «Филантропа».

Как вы узнали об этом храме? Вообще, как вы оказались в Крохино?

Анор Тукаева, основатель Центра возрождения культурного наследия «Крохино»

Анор Тукаева

Интерес к истории строительства Волго-Балтийского водного канала появился после того, как я посмотрела несколько документальных картин о событиях 1930-40-х годов. Эту страницу истории решительно обходят стороной в школьных учебниках истории, и потому знакомство с этими событиями стало для меня откровением, даже шоком. Уничтожение древних городов и сел, разоренные земли, взорванные монастыри, храмы, усадьбы. Особенно меня заинтересовали памятники истории, культуры и архитектуры, которые уничтожила эта «стройка века». Я наткнулась на несколько примечательных объектов: известная многим Калязинская колокольня Никольского собора в Тверской области, доживающие свой век остовы церквей в Рыбинском водохранилище, а также церковь Рождества Христова в Крохино. Надо сказать, что о крохинском храме на тот момент было мало информации: ни исторических данных, ни ее местоположения. Так случилось, что в Крохино я оказалась спустя год, в феврале 2009 года, во время своего путешествия по Вологодской области.

Церковь Рождества Христова в Крохино

Церковь во имя Рождества Христова в Крохино. Фото 1909 года С.М. Прокудина-Горского. Источник: facebook.com/krokhino

В тот момент вы приняли для себя решение сделать все, чтобы государство обратило внимание на храм и восстановило его?

Решение заниматься восстановлением храма Рождества Христова в Крохино появилось не сразу. Изначально интерес к этой церкви был скорее потребительский, мне хотелось увидеть эту «легенду» своими глазами, сделать красивые фотографии. Ведь церковь Рождества Христова – единственный храм в России, полностью затопленный Волго-Балтом. Он более 50 лет находится в воде, при этом сумел сохраниться. Осознавая все увиденное в Крохино, я поняла, что храм беззащитен от разрушающего воздействия воды и волн, и если не предпринять каких-либо усилий по его сохранению, то в ближайшем будущем он рухнет и будет утрачен. Именно поэтому я захотела обратиться в государственные органы по охране памятников истории и культуры с тем, чтобы инициировать его сохранение и восстановление.

Затопление погоста Крохино

Фотография последних­ дней Крохинской­ церкви периода 1963-1964 гг. из личного архива Евгения Поздынина. Источник — facebook.com/krokhino

Недавно на слушаниях в Общественной палате (ОП) РФ вы сказали, что начали с того, что писали письма чиновникам Вологодской области и в епархию. Какая была реакция у них?

Первые письма я направила в Министерство культуры РФ и администрацию президента, затем они были перенаправлены в Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области. Реакция этих государственных структур была нейтральна, и я получила формальные ответы о том, что церковь не является памятником, посему ее восстановление невозможно.

Как вы думаете, почему из них никто не заинтересовался восстановлением храма в Крохино?

Полагаю, что проект сочли нереализуемым. Это вполне объяснимо, учитывая современное состояние храма. Однако есть показательный пример сохранения затопленной Калязинской колокольни.  Кроме того, у меня на руках есть экспертное заключение о возможности и путях восстановления церкви Рождества Христова, составленное профессиональными инженерами-гидрогеологами проектно-изыскательской компании «Инженерная Геология Исторических Территорий» (они занимались комплексом работ по укреплению Калязинской колокольни). Кроме того, волонтеры собственными силами провели противоаварийные работы в 2011-2012 годах. Проект получил новое развитие. Надеюсь, что теперь мнение Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области и вологодской епархии будет скорректировано.

Храм Рождества Христова в Крохино

Храм Рождества Христова в Крохино

Вы вместе с волонтерами построили дамбу у стен храма. Как вы нашли добровольцев? Вообще расскажите, как и с чего началась работа по строительству дамбы? Насколько я понимаю, это было сделано за один-два месяца.

Начало волонтерских работ по разбору завалов и строительству дамбы началось с приходом в проект Дмитрия Куликова, опытного архитектора-реставратора, который предложил развивать крохинский проект в сторону практических действий. Таким образом, он взял на себя руководство первыми волонтерскими поездками, а я принялась за поиск волонтеров через свой сайт и группы в социальных сетях (krokhino-cerkov.livejournal.com, vk.com/krokhino, facebook.com/krokhino).

Волонтерские работы в Крохино начались с разбора завалов кирпичей в алтарной части, подсыпки южных стен храма со стороны фарватера. А затем, набирая в мешки мелкий кирпичный бой, начали строить дамбу. С августа 2011 года по октябрь 2012 года волонтеры группами по 7-13 человек выезжали туда 9 раз и проработали в общей сложности около 30 дней. Все делали своими руками, без какой-либо техники.

Команда волонтеров в Крохино

Команда волонтеров в Крохино (фото: А. Холопотин, июль 2012 года)

Что вы сейчас намерены предпринять — по итогам слушаний в Общественой палате? Обратиться в Минкульт?

Слушания в Общественной палате показали положительное отношение и к храму Рождества Христова, как объекту исторического и культурного наследия общероссийского масштаба, и к самому проекту его сохранения и восстановления. Полагаю, что достигнутые договоренности поспособствуют позитивному исходу в процессе получения храмом статуса памятника. Я, со своей стороны, планирую повторно обратиться к экспертам с просьбой о составлении документов, подтверждающих действительную историческую, культурную, архитектурную и духовную ценность церкви.

Допустим, государство или частные благотворители храм восстановят. Какова его дальнейшая судьба: он станет туристическим объектом?

Учитывая уникальное расположение храма вблизи археологического заповедника Древнее Белоозеро, на северном водном пути, он безусловно будет интересен туристам и паломникам. Было бы правильно, чтобы по главным престольным праздникам в церкви проводились службы. Аналогичный пример – церковь Покрова на Нерли, открытая большую часть года как музей и принимающая прихожан на регулярные службы в остальные дни. Кстати, в периоды весеннего паводка к храму Покрова на Нерли можно добраться только на лодке. В Крохино же предполагается как водный, так и наземный маршруты к храму.

Церковь Рождества Христова в Крохино

Церковь Рождества Христова в Крохино на закате (фото А. Хлопотин, май 2012 года)

Вы уже имеете достаточный опыт общения с чиновниками. К какому выводу вы пришли? Почему зачастую волонтерам, благотворителям приходится получать отказ, видеть равнодушие со стороны государства?

Дело, скорее, не в безразличии государства по отношению к общественным проектам, а в отсутствии налаженных механизмов взаимодействия между НКО и государственными структурами. Что касается конкретной ситуации с восстановлением отдельного храма, то здесь взаимоотношения проще всего охарактеризовать как «перевод стрелок». Потенциальные частные благотворители полагают, что восстановление храма – дело территориальной епархии, представители епархии указывают на органы по охране памятников, а те, в свою очередь, констатируют отсутствие юридического статуса памятника и соответствующей необходимости в его охране и сохранении (нет памятника, нет и обязательств). А в это время храм продолжает гибнуть. Общественное волонтерское движение в такой ситуации – единственный верный способ добиться положительных результатов, ведь «глаза боятся, а руки – делают». При этом, на мой взгляд, государство должно поддерживать подобные начинания, мотивируя тем самым и существующие проекты к продолжению своей деятельности, и зарождающиеся проекты по сохранению культурного наследия.

1 comment

Add yours
  1. Юрий

    Хорошее интервью! будем ждать следующих волонтерских поездок в 2013 и наконец-таки продуктивной реакции государства!

Добавить комментарий