Капитализация историй


9 апреля в Общественной палате Новгородской области состоялся семинар «Сторителлинг в работе НКО. Свои истории как инструмент продвижения и привлечения ресурсов». Основатель центра прикладных знаний «Prime Life Education», эксперт Общественной палаты РФ Кирилл Гопиус рассказал о том, как технология сторителлинга способствует развитию некоммерческой организации.

Кирилл Гопиус на фестивале сторителлинга

Кирилл Гопиус. Фото с его страницы на Facebook

«Кто я такой?» — главный вопрос сторителлинга. Проблема самоидентификации человека ведет к истокам психологии. Об этом часто говорил в своих выступлениях Стив Джобс. Причем здесь работа НКО?

В России некоммерческий сектор достаточно молодой – около 20 лет. Отношение общества к нему неоднозначное. Сами НКОшники регулярно говорят, что принятие закона «об иностранных агентах», массированные прокурорские проверки, уход иностранных доноров – все эти события подрывают доверие общества к третьему сектору. Идея самопрезентации (или, как говорят иначе, самоидентификации) – технология, которая помогает донести информацию о деятельности, проектах до самой различной аудитории: от потенциальных доноров до получателей некоммерческих услуг.

«Сторителлинг – это создание и представление окружению своих историй, — рассказывает Кирилл Гопиус. — По сути, это коммуникационный, маркетинговый приём, использующий медиа-потенциал устной речи. Под своими историями имеется в виду рассказ о себе и о том деле, которым вы занимаетесь. История придает ценности услуге, информации или товару. Это инструмент создания добавочной стоимости, повышения капитализации. К примеру, подумайте над тем, сколько может стоить обычный лед. В Копенгагене в свое время лед продавали всем желающим. Почему люди покупали обычный лед? Продавец запустил информацию о том, что его лед был привезен из Гренландии, и растопленный воздух в нем старше египетских пирамид. Эта фишка принесла ему успех. Успешное использование сторителлинга поможет организации привлечь ресурсы, не только финансовые, но и организационные, людские, интеллектуальные».

Эксперт считает, что простое выпрашивание денег на тот или иной проект может не возыметь действия.

«Есть одно очень мудрое выражение: «Нужно идти к донору с его личной историей, в которую он может вписать себя, как герой». Это фраза основополагающая в работе НКО, особенно российских. Интересная, эмоциональная, живая подача информации предполагает определенный магнетизм. Это не презентация в электронном виде, не запись в ЖЖ, не пост в соцсетях. Живая презентация предполагает обратную связь».

В семинаре приняли участие представители новгородских НКО из движения «Мусора больше нет», детской развивающей студии «Маленький гений», Университета семейных отношений, местного отделения Российского Красного Креста и т.д.

Что думают эксперты о сторителлинге

Директор по развитию Центра РНО (Санкт-Петербург) Анна Клёцкина:

«Сторителлинг — достаточно известная практика, имеющая древние корни. Но если говорить о современной реальности деловой жизни, то большинство людей не рассматривают рассказывание историй об организации либо ее клиентах как самостоятельную практику. Скорее это дополнительный прием, который можно использовать в коммуникациях.

Спросить, насколько сторителлинг важен для НКО — все равно что спросить, насколько для НКО важно рассказывание притч, юмор или работа в малых группах — это методические приемы, которые могут сослужить хорошую службу в определенной ситуации, но не являются самостоятельной практикой или определяющим фактором в таких сферах жизни, как фандрайзинг или управление организацией. Например, неумение вести переговоры, сформулировать свои цели и интересы скорее всего помешает НКО в отношениях с донорами, а вот умение либо неумение рассказать историю вряд ли станет определяющим».

Председатель правления воронежской областной просветительской организации «Русские люди» Константин Квасов:

«Умение донести свою идею до слушателя – важное качество. Но, к сожалению, оно не ключевое. Важно не только понятно и интересно представить проект, но четко видеть интересы второй стороны. Какой бы яркой ни была презентация, надо понять, в профильный сегмент вы обратились предложением или нет. Необходимо четко видеть своего будущего партнера, донора».

1 comment

Add yours

Добавить комментарий