Юридические аспекты в сфере социальной рекламы


Мы продолжаем публиковать главы из сборника «Голос НКО. Как создать информационную кампанию для некоммерческой организации», подготовленного CAF Россия.

юридические услуги

Глава 9. Нюансы

Юридические аспекты в сфере социальной рекламы

Рекламное агентство — коммерческая организация, которое зарабатывает на своих услугах. Хорошее агентство ведет строгий юридический контроль на всех этапах работы со своими клиентами — чтобы выявить возможные риски и опасности, связанные с соблюдением авторских прав и соответствием прочим статьям федерального закона «О рекламе». Социальные проекты юристы рекламных агентств обычно расценивают как рискованные. Дело в том, что к рекламно-информационным кампаниям НКО внимание со стороны контролирующих органов (Федеральной антимонопольной службы, ФАС) всегда более пристальное, нежели к рекламе коммерческой. Дело в том, что реклама не становится автоматически социальной только потому, что ее заказывает НКО. Существует целый ряд правил и ограничений, прописанных в законе «О рекламе». Вопросы, которые могут заинтересовать ФАС, касаются как в целом деятельности НКО и его устава, так и того, куда и на каких условиях идут собираемые средства, как и кем они расходуются. Чем больше открытой информации об НКО, тем больше доверия к бренду, как со стороны государственных структур, так и со стороны потребителя.

Законы, которые нужно знать

Безусловно, рекламные агентства, пытаясь обезопасить свой бизнес, стараются в договорах с НКО прописать все детали работы, обговорить ответственность сторон, учесть другие аспекты, чтобы на выходе создать единый юридический документ.

Однако и некоммерческим организациям важно быть подготовленными. Причем необходимо не только знать федеральный закон, регулирующий сферу социальной рекламы и владеть понятийным аппаратом и общими требованиями, предъявляемыми к социальной рекламе. Важно отслеживать регулярно вносимые дополнения и пояснения в закон, чтобы не подвергаться штрафам.

На сегодняшний день вопросы производства, размещения и распространения рекламы в РФ определены и регулируются:

  • ФЗ «О рекламе» в редакции, которая была принята Государственной Думой 13 марта 2006 года;
  • ФЗ No 235-ФЗ от 18 июля 2011 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности»;
  • ФЗ No 115-ФЗ от 03 июня 2011 «О внесении изменений в Федеральный закон “О рекламе”».

Постатейный подробный комментарий к Федеральному закону «О рекламе» можно посмотреть на сайте Федеральной антимонопольной службы. Согласно закону, СМИ обязаны бесплатно размещать социальную рекламу. Такая реклама должна составлять не более 5% годового объема распространяемой рекламы. На деле долгое время СМИ было крайне невыгодно это делать. Ведь несмотря на то, что они оказывали НКО безвозмездные услуги, за размещение социальной рекламы они платили налог на добавленную стоимость (НДС). Летом 2011 года, после внесения поправок в Налоговый кодекс, это недоразумение было снято.

Защитить свои права

Владение юридической базой позволяет НКО не только эффективно пользоваться ресурсами рекламных агентств и СМИ, но и грамотно защищать собственные идеи. В отличие от охраняемых законом товаров и услуг, идеи в нашей стране защищаются плохо. Чтобы их можно было охранять, им необходимо иметь некую словесную форму или подробно описанный технологический процесс. Сделать это сложно. Поэтому, чтобы избежать претензий со стороны третьих лиц, заключайте договор о конфиденциальности с агентством, оказывающим вам помощь в разработке, изготовлении и распространении социальной рекламы. Даже если агентство оказывает вам свои услуги безвозмездно или за символическую плату, передача прав на использование креативной идеи, соглашение о конфиденциальности, любое другое документальное подтверждение официальных отношений, гарантирует защиту ваших интересов. Это же касается и привлечения к социальным проектам публичных лиц и звезд шоу-бизнеса. Их участие обычно гарантирует внимание общественности и рост целевой аудитории.

Однако отношения со звездами, людьми капризными, требует особого внимания. Очень важно фиксировать факт согласия (подпись) на участие в проекте, чтобы избежать возможных проблем.

…Логотип, слоган, фирменный стиль организации — все это требует проверки как на предмет нарушения прав третьих лиц, так и соответствия общим и специальным требованиям федерального законодательства. Все проверки необходимо провести до выхода рекламного продукта в эфир. Как только деятельность становится публичной, она подпадает под действие закона «О рекламе» и предполагает ответственность за его нарушение.

Продолжение следует. Вы можете получать оповещения о выходе новых глав сборника — или с помощью вашего RSS-ридера (ссылка на фид) или на почту (ссылка на подписку).

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий