Предотвратить жестокость
В городе Верхней Салде (Свердловская область) благотворительная организация «Семья детям» завершила первый этап проекта по профилактике жестокости в отношении детей и травле в среде сверстников. Более 55 сотрудников из 27 государственных учреждений города (детских садов, школ, Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, детского дома, техникума, школ-интернатов) в течение года обучались выявлению жесткого обращения с детьми, использованию различных инструментов предотвращения и борьбы с этим явлением. Итогом годовой работы проекта стало создание сообщества, готового применять свои знания на практике.
В учреждениях и семьях возникает множество конфликтов, как между взрослым и ребенком, так и между детьми. Чтобы охватить столь сложную и масштабную проблему, «Семья детям» действует через специалистов социальной и образовательной сфер. Именно они постоянно встречаются с сотнями родителей и детей, поэтому могут непосредственным образом влиять на решение проблемы.
«Раньше жестокое обращение я воспринимала как очень редкое явление, какое-то ЧП, которым занимаются органы правопорядка. После проекта на эту проблему я взглянула более широко, — говорит одна из участниц проекта. — Теперь я понимаю, что жестокое обращение может развиваться и скрываться за обыденными вещами (когда ребенок ходит в грязной одежде, когда ребенка в школе травят за то, что он в очках, когда родители кричат на ребенка при всех, запугивают его) и важно это замечать и распознавать. Жестокое обращение, так же как пожар лучше предупредить. Для этого важно заниматься профилактикой».
Применение физической силы – это то, что сегодня чаще всего ассоциируется с термином жестокого обращения. Исследование, проведенное «Семьей детям» показывает другие результаты — о разрешении конфликтов с ребенком путем физических наказаний говорят 26% опрошенных родителей, более массовым сегодня стало психологическое насилие, это подтверждают 58% детей и 75% взрослых. В школе психологическое насилие чаще всего выражается в угрозе ребенку плохими оценками со стороны взрослых и обзывательствах, краже или порче личных вещей со стороны сверстников. Дома, как отметили дети и взрослые, родители нередко повышают голос на ребенка или запрещают ему то, что он любит. Кроме того, родители могут называть ребенка обидными словами, отказываться разговаривать с ним, обещать бросить его. И физическое и психологическое насилие чаще всего возникает из-за того, что и дети, и родители воспринимают их как норму, а также как одно из действенных средств решения проблемы. Это возникает потому, что сегодня другие инструменты предотвращения конфликтов не слишком распространены, о них мало известно.
Мало информации не только у родителей, но и у специалистов. Поэтому специалистов обучали методикам работы, а потом эти методики применялись на практике, в индивидуальной и групповой работе с родителями и детьми.
О том, как социальные технологии позволяют добиться желаемых результатов в отношениях с детьми без применения насилия, рассказывают участники проекта.
Одна из специалистов социального центра города рассказала о случае с семьей, где отец регулярно бил жену и угрожал ребенку: «Из-за такой обстановки у ребенка упала самооценка, девочка начала замыкаться. Тогда мы начали проводить консультации с семьей, говорили о несоблюдении прав несовершеннолетних, о безопасности жизни. С ребенком индивидуально занимался психолог, также беседовали с отцом-агрессором. В целом мы вели работу около 5 месяцев. В итоге нам удалось повлиять на то, чтобы муж больше не бил жену и не угрожал детям. Он осознал ответственность за свои поступки. Девочка стала более активна в общении с одноклассниками».
Другой пример, уже касающийся профилактики травли в школе, привела психолог: «В одном классе у нас был мальчик, который все проблемы привык решать силой. Постоянно задирал других ребят, занимался травлей. Поэтому мы начали работать со всей семьей. В частности, провели индивидуальные беседы с ребенком о последствиях его действий и о преимуществах переговоров перед физическим решением вопроса. Также общались с отцом ребенка, который в большей степени занимается его воспитанием, говорили с ним про приемлемые и неприемлемые наказания. По сути, мы старались показать другие пути выхода из сложных ситуаций, не те, что были в традициях этой семьи. В итоге мальчик стал спокойнее, стал спрашивать, правильно ли он поступает. Теперь видно, как он пытается договариваться с другими детьми».
Роль родителей
Родители чаще всего сами страдают от насильственных форм взаимодействия с ребенком. Они признаются, что всегда чувствуют себя нехорошо, когда не могут справиться с ребенком, когда у них возникает желание ударить его или накричать.
«Здесь мы призываем родителей обращаться за помощью к учителям, к психологам, к специалистам социальной сферы, — говорит тренер-психолог проекта Александра Довиденко. – Часто родители боятся осуждения, думают, что их случаи единичны, но мы хотим сказать, что ситуации, в которые попадают люди, совсем не уникальны. Есть люди, которые призваны помочь и готовы это делать, поэтому не нужно оставаться со своими проблемами наедине, важно искать тех, кто сможет поддержать. Например, если вы узнали, что вашего ребенка травят в школе, то нужно „радоваться“ тому, что вы узнали об этом, ведь часто такие вещи скрываются самими детьми. А если вы знаете о случившемся, в вашей власти будет что-то изменить и не оставить ребенка в его беде».
Роль специалистов
Главная роль специалистов в вопросах профилактики жестокого обращения заключается в их умении видеть случаи жестокого обращения, понимать свои компетенции и знать, как решать конфликтные ситуации, которые возникают в семье или детском коллективе. Участники проекта говорят о том, что полученная информация изменила их отношение к проблеме жестокого обращения и травли, у них снизился страх перед работой с этими случаями.
«Потому что я теперь знаю, а знание мне придает уверенности и сил», — говорит один из участников проекта. Также видна динамика в восприятии жестокого обращения с детьми, как темы, с которой должен и может работать психолог школы или детского сада, а не только органы правопорядка.
Обучение – это не единственная потребность специалистов социальной и образовательной сфер. Теоретические и даже практические знания не всегда могут помочь найти выход из реальной ситуации, с которой сталкивается специалист. И здесь важно проводить супервизии – когда происходит общение в кругу профессионалов и разбираются представленные участниками сложные случаи по работе с семьями и детьми, составляется план действий.
«Супервизия — это не только разбор трудного случая, но и возможность для специалиста найти внутреннюю точку опоры, ощутить свою ценность и ценность своей профессии. Супервизия — один из важных инструментов профилактики профессионального выгорания, когда заканчиваются силы, когда нет веры в себя, и не хочется работать», — говорит тренер-психолог проекта Наталья Хейфец. Сами участники отметили важность соприкосновения с опытом коллег и возможность увидеть, что проблемы можно решить.
Планы на будущее
В 2016 году «Семья детям» продолжит свою работу в Верхней Салде. Акцент будет сделан на том, чтобы сформировать индивидуальные программы по профилактике жестокого обращения в учреждениях, специалисты которых прошли обучение.
«Благодаря обучению самых сильных специалистов города мы уже создали сообщество единомышленников, которое готово передавать свои знания коллегам, —говорит директор «Семьи детям» Лариса Бучельникова. — По сути, мы сейчас выращиваем специалистов – профессионалов именно в этой области. Чтобы в будущем они могли не только сами работать с проблемой жестокого обращения, но и быть экспертами в этом вопросе. Нужно отметить, что роль нашей организации – научить тому, как бороться с жестокостью, при этом главные участники борьбы с насилием – это специалисты, которые работают в учреждениях, и родители. Поэтому важно, чтобы в Верхней Салде после нас остались такие люди, к которым можно будет обратиться за поддержкой и советом».
Основные материалы, разработанные «Семьей детям» в рамках этого проекта, можно найти здесь.
+ There are no comments
Add yours