«Выход в жизнь» для особых детей


Анастасия Малахова

Анастасия Малахова

Анастасия Малахова, руководитель образовательного центра «Детский клуб Буракова в Москве», рассказывает такую историю: «Когда клуб начинал свою работу, к нам за помощью обратилась семья, в которой воспитывалось восемь детей, семь из которых были приемными и некоторые — с ограниченными возможностями здоровья. Мы узнали, что многие центры, в которых бесплатно обучали особых детей, к сожалению, закрылись. И вот такие семьи, которые не в полной мере могут обеспечить платные занятия, оказались лишены возможности обучать своих детей. Это действительно проблема. Проблема очень обширная. Деткам, особенно таким, нельзя прекращать развитие и обучение: после долгих перерывов все придется начинать практически с нуля».

Анастасия не могла пройти мимо этой истории, так у нее появилась идея проекта «Выход в жизнь». Главная цель проекта — изменить качество жизни особых детей и их семей в лучшую сторону, открывая им принципиально новые горизонты и возможности.

Преодолеть неравенство

«Неравенство возможностей — большая проблема, — соглашается Александр Гезалов, общественный деятель, эксперт по социальному сиротству. — Возникает огромная разница, огромный провал. И со временем это, конечно, очень заметно. В одного ребенка с ограниченными возможностями здоровья вкладывается много сил, а с другим работают лишь по двум-трем позициям. В основном все внимание обращено на физиологию. Грубо говоря: научить кушать, пить и ходить в туалет. А то, что у него есть образовательные и другие интеллектуальные возможности, никак не учитывается. У многих особых детей есть интеллект, таланты и дарования. И если начать это развивать, то в большинстве случаев они становятся вровень с другими детьми. Но это требует больших физических, психологических и конечно материальных вложений. А где все это взять, в особенности последний пункт, малообеспеченным, многодетным, и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, вопрос открытый. Я уже не говорю о тех особых детях, которые и вовсе растут без родителей».

Проект «Выход в жизнь» образовательного центра «Детский клуб Буракова в Москве» своими силами пытается решить эту проблему. Педагоги центра, а с прошлого года и волонтеры, строят свою работу таким образом, чтобы шаг за шагом в процессе игры и обучения особые дети обретали уверенность в себе и в собственных силах. Программа предусматривает обучение с помощью специальных методик, индивидуальное внимание каждому ученику, общение в группе сверстников – все, чтобы в собственном ритме и с учетом личных особенностей ребенка подготовить его к обучению в обычной школе.

«Работа с особыми детьми не терпит дилетантства»

Проект «Выход в жизнь» пока молодой. Сейчас на попечении центра находятся всего семь детей.

«Я всячески поддерживаю подобные проекты, а их множество в этой сфере, но отношусь к ним довольно настороженно, — говорит Елена Альшанская, президент БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам». — Всегда смотрю, есть ли там специалисты, которые давно занимаются этой темой, за плечами которых есть опыт и практика. Главное, чтобы люди действительно понимали про особенности детей, потому что работа с особенным ребенком не терпит дилетантства. Нужен тонкий подход, высока вероятность не то что не помочь, а навредить. Повторюсь, главное чтобы эти люди были специалистами в этой сфере». 

Анастасия Малахова говорит, что эффективность методов специалистов проекта «Выход в жизнь» подтверждается успешными историями детей-участников проекта. В качестве примера она приводит историю одного из таких детей — Марата.

История Марата

Родная мама отказалась от Марата сразу после рождения, узнав о диагнозе: ДЦП, спастическая диплегия, астенический синдром. Недоношенный (родился в 7 месяцев), очень слабый мальчик тут же заболел пневмонией. Его вылечили, он снова заболел. И так — четыре раза за год. Из-за этих болезней Марат, конечно, очень отстал в развитии от своих сверстников. До шести лет мальчик находился в интернате в палате с тяжелыми, лежачими детьми, где никто не думал, что ребенка можно чему-то научить, даже кормили его лежа и из ложечки. Сам держать ложку Марат не мог — слишком слабыми были руки.

Когда Марату исполнилось шесть лет у него появилась приемная мама, которая занялась развитием ребенка. Было много сложностей, слез, боли и обид на мир, но уже через год Марат сам встал на ноги и научился не просто передвигаться, а ходить, бегать и даже прыгать.

После того, как физически ребенок окреп, родители стали думать о том, где и как он будет учиться. Колоссальная задержка развития, говорили специалисты в больницах и центрах, особого выбора нет. Предлагали школу для умственно отсталых, где, по их словам, ребенку будет более комфортно, чем в обществе «нормальных» сверстников.

«Таким он к нам и пришел, — говорит Анастасия Малахова. — Прошел год, многочисленные занятия дали результат. И сейчас Марат учится в общеобразовательном классе самой обычной школы наравне с другими детьми».

«Сейчас в России существует немало проектов, подобных „Выходу в жизнь“, обращающих пристальное внимание на проблемы образования и развития особых детей. Часть из них существует давно, кто-то напротив только начинает делать первые шаги в этом направлении. В любом случае, главное чтобы это действительно шло на пользу детям, — говорит Елена Клочко, член Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при Правительстве РФ. — Еще совсем недавно любой человек с ограниченными возможностями здоровья, неважно взрослый или ребенок, практически полностью был отрезан от общества. Диагноз инвалидность ставил непреодолимый барьер между ним и другими людьми. Сейчас ситуация кардинально меняется. Все наши силы направлены на максимальное включение их в жизнь. Это большой шаг вперед. И недооценивать вклад даже самых маленьких проектов в общее дело нельзя. У нас общая цель. И я считаю, что мы ее обязательно достигнем».

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий