Собачье сердце: как дворняги помогают взрослым и детям


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Фонд «Не просто собаки» еще совсем молодой, но на его услуги уже занимают очередь. Волонтеры и сотрудники фонда привозят бывших бездомных псов в детские дома, хосписы, дома престарелых, чтобы подарить людям тепло и любовь. Цель организаторов — показать, что помогать людям просто, а забирать животных из приютов – можно и нужно.

14681926_1183358378396970_8787549421764779109_o

Голландский акцент

Все началось традиционно – с волонтерства. Наталья Быстрова пришла в приют «Зов предков», чтобы выбрать себе собаку и осталась там помогать. Обновляла сайт, вела страницы в соцсетях, а однажды ее попросили побыть переводчицей для голландской студентки Йентл Хофвейкс, решившей пройти дипломную практику в российском приюте для животных. Встреча оказалась судьбоносной. Йентл, удивившись количеству никому не нужных дворняг в приютах, решила доказать, что они ничем не отличаются от тех собак, которых можно купить. Для этого энергичная голландка предложила вывозить приютских псов в гости к детям и пожилым людям в терапевтических целях.

Аргументов про утопичность своего проекта она искренне не понимала. «Так же делают во всем мире! Да у нас в каждой деревне есть похожая служба», — уверенно заявляла она. И, взяв Наталью в партнеры, без тени сомнения запустила проект.

Под российские реалии его, однако, пришлось скорректировать: животных из приюта было невозможно вывозить «в свет» без предварительной подготовки. Поэтому девушки стали работать с теми собаками, которых новые хозяева уже разобрали по домам, отмыли и обучили некоторым командам.

Погладить пса

Проект РЕТ (Paws Expel Troubles) родился в 2013 году, тогда же зарегистрировали фонд, который позже стал называться «Не просто собаки» и вошел в благотворительное собрание «Все вместе». Пока еще никому не известных любителей псов первыми пустил к себе художественный центр «Дети Марии», где занимаются дети из школ-интернатов и детских домов. Они были рады любой помощи и не требовали специальных сертификатов и доказательств полезности такой терапии. Волонтеры со своими собаками приехали в студию для рисования и предложили детям почувствовать себя настоящими «собаководами»: кормить, расчесывать, гладить собак, давать им команды. Все были в восторге.

aaf233_b80e38d847ff420fbc9daef7f311b3e7

Вслед за «Детьми Марии» в гости позвал и Первый московский хоспис имени Веры Миллионщиковой. Тут тоже не просили рекомендаций и особых бумаг – было важно дать любовь и заботу умирающим людям как можно скорее. А дальше – восторженные отзывы и звонки директоров детских домов и хосписов друг другу с рассказами о новой чудной терапии. Постепенно появились проекты в домах престарелых, визиты на дом к одиноким старикам или подопечным детского хосписа. Сегодня вызовов настолько много, что на услуги фонда занимают очередь на несколько месяцев вперед, а самостоятельные поиски клиентов давно прекращены. География поездок охватывает не только Москву: выезжают в Калугу, Можайский район, Тульскую область.

Наталья Быстрова, руководитель фонда, рассказывает: «Нас всегда очень хорошо принимают. И это объяснимо. Если ты приходишь в хоспис с улицы, тебя никто не знает – людям сложно расслабиться и доверять тебе. А когда есть собака, сразу начинается: «А кто это пришел!», «А что это за хвост?» И – контакт налажен».

aaf233_23a3a0360a8a448982a518095a1a22ed

Беспородный? Проходи!

Одна из основных задач фонда – привлечь внимание к беспородным собакам. Поэтому «волонтерами» берут только дворняжек. Но кастинг тем не менее необходимо пройти очень жесткий: остаются только самые стойкие и стрессоустойчивые. Из двадцати собак отбирают обычно только пять или шесть. Пес должен быть послушным, управляемым, знать определенный набор команд, получать удовольствие от общения с большим количеством людей и чувствовать себя спокойно в любой ситуации. Подбежал ко всем во время тестирования, упал на пол, попросил почесать живот или спинку – шансы пройти велики.

По словам Натальи Быстровой отбирают тех, кого « как ни щипай, как ни толкай – всегда будет «улыбаться» и просить еще. И такие собаки встречаются не часто».

Многим животным психологически тяжело работать в доме ребенка – ведь там находятся дети до четырех лет, которые собак никогда не видели. Малышам не хватает внимания – они буквально вешаются на наших дворняг, тянут за хвост, хватают за живот – делают все, что с неподготовленными собаками лучше не делать.

Среди терапевтов больше крупных дворняг – как правило, они спокойнее и добрее. Однако есть и исключения. Нюша – самая маленькая и тихая дворняжка на проекте, ее забрали из подвала, где она жила в клетке. Она не поразит никого навыками трюковой дрессировки, но зато очень любит ездить в хоспис – просто забраться на кровать поверх одеяла, прижаться к кому-то и лежать часами. А это в хосписе особенно ценят.

Силами волонтеров

aaf233_9c13eeb05c1d48318bc3ca5dc940e3ffСегодня в команде фонда около 40 человек. Из них в штате только три сотрудника, а остальные – волонтеры и координаторы, на которых держится основная работа. Чтобы мотивировать волонтеров, для них организуют занятия с кинологами по «повышению квалификации». А также – регулярные корпоративы, где хозяева на радость друг другу по несколько часов обсуждают своих питомцев.

Приходят в фонд по разным причинам. Тем, у кого активные и игривые собаки, очень полезны визиты к детям: в течение нескольких дней после такой поездки питомца не видно и не слышно. Тем, кто круглосуточно работает в офисе и теряет ощущение жизни, очень радостно куда-то вырваться, да и собаку можно взять с собой, а не оставлять как обычно дома взаперти. А у кого-то родственники тоже уходили в хосписе и он увидел, насколько общение с собакой облегчало родным последние часы.

Наталья Быстрова уверена: «Для человека очень важно – приносить пользу. Нам часто пишут: «Дай вам Бог здоровья!», «Да вы святые люди!». Кому-то покажется, что это просто слова, ничего особенного. Но волонтерам это дорого, что ценят их самих и их работу. У тебя есть собака, ты прошел с ней тестирование – значит, она умная и хорошая, ты кому-то помог – значит, ты живешь не зря».

Голубая медаль

Попасть в команду терапевтов – почти как поступить в институт. Сначала надо заполнить подробную анкету на сайте фонда, а потом пройти тщательное тестирование в присутствие ветеринара, кинолога, специалиста по поведению животных и координаторов фонда. Тестируют и собаку, и хозяина, а также их взаимодействие и взаимопонимание. После «усыновления» животное должно прожить с хозяином хотя бы год, чтобы установились прочные доверительные связи. Без этого никак. Ведь во время терапии происходит множество стрессовых ситуаций: ребенок сильно сжимает лапу пса, тот посмотрит на хозяина, увидит, что все в порядке, и поймет, что скоро малыш его отпустит, так надо.

Дворнягу проверяют не только на агрессию к другим животным или людям, но и смотрят, как она поведет себя в нестандартных ситуациях.

Например, наряжаются в длинный плащ, берут в руки большие предметы и начинают размахивать ими и пугать пса – ведь людей с необычным поведением там, где нужна терапия, достаточно много.

Прошедших тестирование отправляют на обучение, после чего постепенно включают в выезжающие группы. Каждая собака-волонтер получает заветную голубую бандану – символ фонда. Благодаря «униформе» животных в учреждениях признают и не боятся. А хозяева расценивают этот знак отличия как медаль – уж больно хороша их дворняга, раз способна на такую работу.

14890328_1208536005879207_3289206034916180285_o

Благодарные слушатели

Год назад в «Не просто собаки» обратились из детской библиотеки им. А. Гайдара, с оригинальным вопросом — можно ли привлечь псов, чтобы обучать детей чтению? Сотрудник библиотеки услышала о подобной программе в Европе, сама узнала, какие необходимо оформить документы и как правильно убирать помещение, стала активно продвигать идею среди своих коллег – отказать было невозможно. И проект оказался очень популярным.

К собакам приходят дети, которые не любят читать или боятся читать вслух, потому что их все время одергивают или поправляют. Родителей из комнаты уводят, а вот волонтера-хозяина собаки как раз оставляют, и ребенок читает только им. Можно читать в удобном темпе, заодно гладить и тискать собаку, положить на нее руку или облокотиться — детям это очень нравится. Собакам тоже уютно – никакого шума, тёплый мягкий коврик, вода, еда, уважение и почет. Задача хозяина следить, чтобы собака спокойно лежала возле ребенка, не сильно отвлекалась и делала вид, что слушает, а также незаметно разбудить, если вдруг пес начнет храпеть.

Сейчас дворняги сотрудничают с десятью библиотеками. Из всех клиентов фонда читатели – самые напористые. Им хочется встречаться регулярно и часто.

Не только терапевты

aaf233_0ffd4f14a2f34c2b9b844f545ca9643cФонд активно развивается. Сегодня у «Не просто собак» есть программа по подготовке приютских дворняг для жизни в семье, чтобы новые хозяева не боялись, что питомец будет не слушаться, грызть мебель или метить углы. В этом году запустили проект по бесплатной стерилизации, который подходит и для дворовых собак, и для домашних. Важной частью любого проекта остается просвещение.

«Многие до сих пор думают, что собачий приют – это для больных, старых и диких, что там живут страшные животные, с которыми одни мучения, которых нельзя подпускать к детям, — рассказывает Наталья Быстрова. И мало кто знает, что есть уже подготовленные собачки, с чипами и прививками, которые живут в квартире у волонтера и ждут постоянных хозяев».


Помочь фонду, подписаться на регулярные пожертвования или стать волонтером можно на сайте «Не просто собаки». 

2 Comments

Add yours

Добавить комментарий