Зайцы и хулиганы: как Упсала-цирк отмечает Новый год
Новогодние праздники — время чудес, в этом году маленькое новогоднее чудо — карнавал “Зайчество” — зрителям подарили артисты Упсала—цирка — первого в России социального цирка для хулиганов. О том, как создавалось представление, и в чем его главная особенность “Филантопу” рассказала театральный режиссер и художественный руководитель Упсала-цирка Лариса Афанасьева.

Спектакль «Зайчество», Упсала-цирк
«Будешь плохо себя вести — отдам тебя в цирк», — эту надпись видишь сразу, попадая за кулисы Упсала—Цирка — первого в России социального цирка для хулиганов. «Хулиганы» признаются, что очень любят цирк и рады, что попали сюда, а затем шутят: «Вам повезло! Кулисы — единственная возможность увидеть нас, — артистов Упсала—Цирка — без грима».
Новогодний спектакль закончился час назад, но у артистов еще много работы — нужно убрать шатер, приготовить обед и рассортировать новогодние подарки. У ребят все четко и по расписанию: распределены дежурства по уборке, приготовлению пищи и мытью посуды. На обед — макароны и сосиски, но больше всего ребята ждут сладкого, оно разлетается, как только его выкладывают на тарелки. Кто—то пробует жонглировать зефиром, но старшие дети одергивают нарушителя: еда — не игрушка.
Шапито-шоу

Лариса Афанасьева, «Упсала-цирк». Фото Тамары Лариной
Упсала—Цирк — особенный. В нем занимаются более 70 детей из групп социального риска и с особенностями развития. Всем артистам не больше 18 лет. Проект был создан в 2000 году немецкой студенткой Астрид Шорн, которая приехала в Санкт—Петербург на педагогическую практику, и театральным режиссером Ларисой Афанасьевой.
Первых артистов Лариса и Астрид нашли прямо на улице: приходя к станциям метро, где собирались трудные подростки. Они показывали трюки, катались на моноциклах и жонглировали, тем самым пытаясь вызвать у детей интерес к цирковому искусству.
Долгое время Упсала был настоящим бродячим цирком, ребята репетировали где придется, но в 2012 году ситуация изменилась и у артистов появился свой цирковой шатер в Санкт—Петербурге на северном берегу Невы, в парке в спальном районе Охта.
«Когда мы с Астрид начали обсуждать проект, я уже понимала, что хочу создать не просто цирковой кружок, а целый мир. Своего рода, отдельное государство, где все будет по—настоящему. В моем представлении цирк был не просто местом, где есть клоуны, а местом, где интересно детям. Поэтому мы всегда выходим за рамки привычного понятия «цирк», — рассказывает Лариса Афанасьева.

Спектакль «Зайчество». Фото Василия Вострухина
Ребята тренируются пять дней в неделю, приходя в шатер после школы, часто остаются на выходные и каникулы, чтобы лишний раз потренироваться. За 16 лет цирку удалось вырастить свое поколение тренеров, которые вместе с детьми принимают участие в представлениях. Здесь подростки занимаются акробатикой, жонглированием, учатся танцам и пантомиме, но при этом освоение цирковых трюков — далеко не самое главное в процессе.
«Для нас артист — это не человек, который может выполнить определенный набор трюков, артист — тот ребенок, который расширяет свое мировоззрение, может показать мир с разных сторон», — рассказывает Лариса Афанасьева.
«Нам важно настроение, важно зарядить людей, которые пришли на спектакль. Наша задача быть хулиганами и немного волшебниками — вытащить зрителя из повседневности».
Каждое представление в цирке – это актуальная в современном театре смесь акробатики, танца, пантомимы, трюков. Труппа цирка гастролирует по всему миру и дает более 40 спектаклей в год, но Новый год — особенное время для ребят — время чудес и праздничного спектакля. В этом году артисты представили новую программу — новогодний карнавал «Зайчество». Это история про деда Мазая и зайцев, которые очень любят хулиганить и верят в чудеса.
Год зайцев

«Зайчество» на Душевном Bazarе. Фото Александр Калашников
«Создавая «Зайчество» мы активно анализировали все новогодние елки в городе и в конце концов пришли к выводу, что большая часть из них похожа на страшную сказку с попсовой музыкой и совершенно лишены ощущения праздника. Мы не хотели делать что—то формальное, поэтому отказались от Деда мороза и Снегурочки. Наши зайцы — комические персонажи, с ними можно поиграть и пошутить, они наполнены предчувствием Нового года и это заразительно», — говорит Лариса Афанасьева.
Новогоднее настроение действительно чувствуется, стоит только войти в шатер. Детский смех, конфетти, мишура, бумажные снежки. У каждого гостя заячьи уши на голове — обязательный атрибут карнавала. Пришедших угощают морковным «напитком храбрости», который непременно нужно выпить всем вместе, каждый желающий может смастерить плюшевого ушастого друга или прокатиться с дедом Мазаем на лыжах. Музыкальное сопровождение у спектакля тоже необычное: специально для цирка Николай Дроздов рассказал несколько интересных фактов о зайцах. Например, известный телеведущий развеял миф об их трусливости.
Юные зрители вживаются в роль, как настоящие артисты: к концу представления каждому удалось попрыгать на сцене, поиграть с зайцами. И, конечно, получить новогодний подарок.
А в планах Ларисы Афанасьевой уже новые подарки и спектакли.
«В сентябре мы хотим провести в Санкт—Петербурге фестиваль «Балансировка» — это будет синтез циркового искусства и уличной культуры», — рассказывает режиссер. Приглашенные художники разрисуют городские стены в районе Охты современными граффити на тему цирка, битбоксеры и жонглеры устроят джем, а слэклайнеры будут импровизировать под нью—джаз. Это только один из планов на 2017-й.
«Еще мы хотим поставить документальный спектакль, где наши дети расскажут о том, что они думают о войне, — делится Афанасьева. — Мне кажется, что очень важно говорить об этом через творческие формы. Также, мы проведем летний лагерь в Грузии и фестиваль в Тбилиси, сейчас мы активно ищем спонсоров и надеюсь — у нас все получится».
Через несколько минут звонит телефон: Ларисе пора на встречу. В конце разговора она признается: «Упсала—Цирк» — это подарок, который мне дала жизнь, это история про то, что все разрешено и про то, что ошибки случаются у всех, нужно просто верить в себя».
+ There are no comments
Add yours