Друзья человека: как собаки помогают людям в библиотеках, больницах и хосписах


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В работе фондам часто помогают не только корпоративные спонсоры или бескорыстные волонтеры, но и животные. «Филантроп» изучил самые востребованные виды помощи среди собак-благотворителей.  

Еще лет 50 назад американский детский психиатр Борис Левинсон заметил, что когда в его кабинете рядом со столом лежит его любимый пес, золотистый ретривер, маленькие пациенты легче общаются. Он и стал одним из основателей анималотерапии и канистерапии (метод лечения и реабилитации с использованием специально отобранных и обученных животных, в том числе и собак). Это метод с недавних пор активно осваивают и в России. 

Собака бывает

Ганс во 2-ом московском хосписе

Собаки фонда «Не просто собаки» работают с волонтерами в больницах, хосписах, домах престарелых.

«Мы сотрудничаем с фондом «Вера» — и приезжаем с нашими собаками в хосписы, — рассказывает сотрудник фонда «Не просто собаки» Анастасия Кузнецова. – И в хосписах, и в больницах персонал нас проводит по всем палатам. И когда собака заходит к пациентам, которые никого больше не видят, кроме врачей и родных, они очень радуются. И потом в течение нескольких дней делятся с родными и между собой впечатлениями. Для них мы с нашими питомцами — глоток свежего воздуха извне. Сначала действительно было сложно объяснить, что собаки абсолютно воспитаны, прошли проверку у зоопсихолога и кинолога на лояльность к людям и отсутствие агрессии. Но когда стал формироваться положительный опыт, дома престарелых и больницы уже сами стали выходить на связь с нами – наших собак-терапевтов ждут».

Есть собаки универсальные по своему темпераменту, которые могут ездить и в детские дома, где всегда шумно, и в дома престарелых. Есть те, которым индивидуально подбирают график и места проездок.

 

Шарлотта в Доме ребенка

«Где-то нужна активная собака — ей лучше с детьми, она любит, чтобы ее гладили, любит показать свои умения и трюки. А если собака любит спокойно полежать у ног человека или положить морду на диван, мы едем в хоспис или к пожилым подопечным дома престарелых. Такой пес с удовольствием будет слушать человека», — говорит Анастасия Кузнецова.

Сейчас в фонде 35 собак-терапевтов. Один из ветеранов поездок к детям, где нужна собака абсолютно стабильная и очень терпеливая, — Шарль. «На нем дети и катаются, и за уши дергают, и за нос щиплют», — рассказывает Анастасия. Но это в любом случае стресс для собаки, потом ей нужен период отдыха, такие выезды совершаются раз в месяц. «Для детей такое общение с животными очень важно. Одно дело, когда дети в тысячный раз играют в одной и той же песочнице. А тут – и мелкая моторика, и развитие эмоций! Для детей это большой шаг во внешний мир».

А для пожилых это – очень важные эмоции. «Когда они находятся в доме престарелых, они в замкнутом пространстве. Там не всегда есть возможность встретиться с близкими, сменить обстановку. И вдруг — что-то новое! Бабушки очень любят угощать наших собак. Однажды бабушка чуть ли не отдала весь обед одному из наших собак-терапевтов. Для пожилых людей это возможность проявить заботу – ведь там им не к кому проявить такие эмоции. А от собаки идет эмоциональная отдача – ответная ласка, радость! А это любому человеку важно и приятно».

Играя, помогать

Одна из разновидностей канистерапии — это терапия в игре. «Физзи, бигль, спасенный из рук нерадивых хозяев  — только одна из наших собак. Они готовы и на активные игры с детьми, и на поглаживания и тактильный контакт. Все зависит от темперамента собаки и от того, как она себя ведет с людьми. Мы работаем с детьми с ментальными особенностями здоровья, —  рассказывает Стас Перешеин,  директор по развитию фонда «Вторая жизнь», президент Ассоциации «Объединенные Энималтерапевты». — Ездим в интернаты к детям и в реабилитационные центры. Занимаемся мы и со здоровыми детьми».

Стас Перешеин и Физзи Диззи. Канистерапия

На первом занятии ребенок не обязательно должен общаться с собакой-  он осваивается. «Если ребенок сам не проявляет интереса, мы привлекаем внимание к себе. А потом, если контакт налаживается, мы занимаемся. Цель ставит психолог-педагог. Если нужно поработать с  мелкой моторикой, мы даем задания, которые нужно выполнять вместе с собакой», — говорит Стас Перешеин. Вот, к примеру, задание на взаимодействие и взаимный контакт и командную работу — здесь как раз нужна активная собака. Надувной шарик нужно продержать, подкидывая, 2-3 минуты в воздухе, иначе собака его поймает, и шарик лопнет. Или, к примеру, игра в магазин: из груды мелочи дети отсчитывают нужное количество – один должен «купить» собаке корм, другой – конфеты, третий — два броска мячика.  

«Мы ведем дневник занятий, отслеживаем динамику. Если ребенок перевозбуждается даже от общения со спокойной собакой, ему не подходит такая терапия. У других же детей мы уже через несколько занятий наблюдали положительные изменения в поведении», — добавляет Стас.

Кстати, еще один интересный формат  — фелинотерапия. Недавно фонд «Вторая жизнь» организовал совместную акцию с коллегами из благотворительного сектора: в «Котокафе», куда можно прийти пообщаться с кошками (бывшими бездомными животными или попавшими туда из приютов) и даже забрать понравившуюся кошку в свой дом, подопечные фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» общались с животными и рисовали их. А потом рисунки уехали в фонд «Старость в радость» – радовать одиноких пожилых людей. «У нас, как всегда, социалка в кубе!» — шутит Стас Перешеин.

Собаки в библиотеке

Пес Шарль в библиотеке. Проект фонда «Не просто собаки»

Пару лет назад в московских библиотеках появились необычные «сотрудники» — дворняги из фонда «Не просто собаки» выполняют роль слушателей, которым дети читаю книги. Первой библиотекой, куда позвали собак, стала Московская центральная детская библиотека им А.П. Гайдара. 

Фонд «Не просто собаки» приглашает в библиотеки самых спокойных и воспитанных собак. Важно, чтобы животные спокойно относились к обществу людей и детей, а также чтобы были готова полежать спокойно полчаса-час, слушая ребенка.  Поэтому среди собак-слушателей нередки пожилые четвероногие. 

Задача проекта — привить ребенку любовь к чтению. Читать четвероногим слушателям легче: собака не раздражается, в отличие от взрослых, не делает замечаний. Дети, которые обычно стесняются или не любят читать, после таких сеансов начинают читать быстрее и с большим удовольствием. 

Сейчас с собаки работают в более чем десяти библиотеках столицы.

Прививка от равнодушия

Даже собака с инвалидностью может быть очень полезным помощником. Уже несколько раз фонд «Вторая жизнь» организовывал необычные встречи под названием «Прививка от равнодушия».  На эти встречи приходят семьи с детьми с инвалидностью — колясочниками, детьми с синдромом Дауна и с аутизмом. А еще – хозяева со своими собаками, среди которых тоже есть животные с инвалидностью.

«Эти встречи мы проводим совместно с фондом «Я Свободен» и Национальной Ассоциацией «Объединенные Энималтерапевты». «Прививки от равнодушия» рассчитаны на детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Уникальность программы заключается в её полной интерактивности. Дети являются не зрителями, и не учениками на лекции, а фактически создателями самого мероприятия внутри программы, а когда детям даётся полная свобода действий и отсутствие ограничений на выражение эмоций, проявляется эффект полного погружения и ответственности», — рассказывает Стас Перешеин.

Ребятам рассказывают о том, как правильно заботиться о животных, как с ними общаться – а еще, что очень важно, дети видят, что собаки с инвалидностью по-прежнему жизнерадостны и активны, несмотря ни на что. С собаками можно пообщаться и поиграть.

На «Прививке от равнодушия»

У детей, замечает эксперт, возникает ощущение «нужности» и мотивации к действиям. А когда они начинают понимать свою самостоятельность и возможность принятия решений хотя бы в рамках одной площадки на «Прививке от равнодушия»  – они раскрываются и стараются максимально выразить эмоции.

«Собаки-инвалиды  — существа неунывающие и вечно рвущиеся вперед. И это такой мощный мотиватор для детей! Мы получаем массу писем от родителей. Нам рассказывают, что уже когда семья едет с нашего праздника домой, дети начинают вести длинные разговоры о милосердии и доброте. Кто-то из гостей наших встреч начинает ездить в приюты для собак, помогать животным. Дети с инвалидностью включаются в благотворительность, им становится интересно помогать другим – в том числе животным», — говорит Стас Перешеин.

Глаза хозяина

Собака-проводник должна обладать спокойным нравом и уверенно вести своего хозяина по маршруту

В 2016 году Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» начал программу тренировки собак-проводников для слепоглухих. Первым такую собаку, коричневого лабрадора Людвига, в помощники получил слепоглухой студент Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова из Чебоксар Артем Абрамов. А одним из тренеров собаки был известный слепоглухой скульптор Александр Сильянов, который ранее владел обычной собакой-проводником. Управление собакой осуществляется путем поглаживания, тактильных команд и движения шлейкой.

«До недавнего времени кинологические центры выпускали животных только для незрячих людей. Такие собаки могут реагировать исключительно на команды голосом. При поддержке Фонда «Со-единение» в Российской школе подготовки собак проводников была разработана программа обучения животных, которые будут полезны людям с одновременным нарушением слуха и зрения», — рассказывает пресс-секретарь фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Алексей Крапухин.

Теперь любой слепоглухой человек может обратиться в органы социального обслуживания с заявлением о подготовке и получении такой собаки согласно его индивидуальному плану реабилитации. Кстати, формально, такая собака действительно считается техническим средством реабилитации. А на самом деле это прекрасный помощник и надежный друг.

1 comment

Add yours
  1. Елена

    У меня две небольшие очень адекватные и дружелюбные собаки.Куда я могу обратиться ,чтобы пройти тест с ними для подобной работы?

Добавить комментарий