Как не помочь мошеннику: 5 правил директора фонда
Звонок раздался в самом начале рабочего дня. Голос явно немолодой женщины сквозь всхлипывания произнес:
— Обращаюсь к вам из последней надежды. Я осталась одна, старая, с маленьким ребенком на руках, дочка непутевая, бросила нас, мы приехали с юга, жить негде, кормить ребенка не на что. Помогите!
У тех, кто работает в сфере благотворительности чуткое сердце, но и трезвый ум в нашей деятельности очень важен. Поэтому я решила заняться подробным изучением ситуации просящей.
Итак, бабушка жила в крайне отдаленном от областного центра селе, денег на дорогу к нам в офис с пакетом документов у нее не было, поэтому решили собирать информацию через знакомых бабули и службу Уполномоченного по правам ребенка.
На первый взгляд все было в порядке, если не считать отсутствия постоянного адреса места прописки и проживания. Вот здесь-то и требовалась наша помощь. Бабуля с 4-летним внуком ютилась у добрых людей, фактически была бомжом. А на краю села пустовал хороший дом, принадлежащий местному совхозу. Сердобольные работники совхоза предложили бабушке приобрести дом в собственность за символические 20 тысяч рублей. Их-то и просили у нашего фонда.
Вместе с юристом мы отправились в это село. Лично познакомились с бабушкой – ничего необычного, милая старушка, часто поминает имя Господа, кланяется и благодарит.
Юрист проверила все документы, наш фонд заключил договор с совхозом на покупку дома и договор с бабушкой на передачу этого дома безвозмездно ей в собственность. Заплатили деньги, получили квитанцию с живой печатью. Договорились о дальнейшем кураторстве семьи и помощи.
Через месяц получили первый сигнал. К уполномоченному за консультацией обратился уже другой региональный фонд – они оказали материальную помощь этой же бабушке на… покупку дома за «символические 20 000 рублей»!
Второй фонд попался на том, что передал денежные средства лично бабушке, а не продавцу дома, т.е. оказал материальную помощь на конкретную цель. Такое возможно и практикуется при наличии подтверждающих документов (чеков, квитанций, договоров). Откуда же они взялись, спросите вы? А помогли всё те же сердобольные работники совхоза – а может, они имели «свой гешефт»? Вот так 5 раз продашь один и тот же дом – и уже 100 000 рублей!
С кураторства, конечно, семью мы сняли и вынесли из этой ситуации главный урок: формально человек может быть нуждающимся, а на деле оказаться мошенником.
Чтобы оградить себя от таких недобросовестных благополучателей, наш фонд выработал несколько правил:
-
Проверка не только документов
В нашей стране, как известно, официальные цифры заработков граждан сильно занижаются. Человек по документам может получать «минималку», а на самом деле иметь вполне себе приличный доход. Поэтому обращайте внимание, во что одеты люди, приходящие к вам просить о помощи. Лучше навестить их по месту проживания, чтобы оценить условия. Если такой возможности нет, работайте в партнерстве с органами социальной защиты – попросите их сделать акт обследования семьи и дать заключение.
-
Общайтесь с коллегами по сектору
Этот пункт касается, в основном, региональных НКО. Когда в фонд обращается новый нуждающийся, стоит сделать запросы в основные областные благотворительные организации – вдруг этот человек уже состоит на учете? Какую репутацию он имеет? На что получает помощь? Это необходимо делать, чтобы усилия благотворительных фондов не дублировались, и можно было бы охватить максимальное число действительно нуждающихся. Вышеизложенной ситуации можно было бы избежать, если бы второй фонд связался с нами до выделения материальной помощи.
-
Старайтесь не оказывать помощь деньгами
Как правило, человек обращается в благотворительный фонд с конкретным запросом — нужны продукты, лекарства, одежда, канцтовары. Закупите продуктовые наборы, подберите б/у одежду, приобретите лекарства по рецепту. Если человеку действительно нужно именно то, о чем он просит, он с благодарностью примет вашу помощь. Если же человек мошенник, он будет настаивать на выделении ему денежных средств.
-
Координируйте свои действия с госструктурами
Это касается, прежде всего, сборов на дорогостоящие операции и лечение. Сложно поверить, но почти треть от этих сборов можно было бы не проводить. Многие операции, а также обследования, лечение, проводятся в нашей стране по полису ОМС. Конечно, для получения квоты нужно собрать кучу документов, пройти много инстанций. Часто родители не хотят «заморачиваться» и объявляют сбор. К вам обратились с просьбой помочь собрать средства на уникальную операцию обязательно в Германии? Свяжитесь с местным департаментом здравоохранения – уточните, на самом ли деле операция столь уникальна? Свяжитесь с лечащим врачом семьи – он действительно уже ничем не может помочь, и дорога только в европейские клиники?
Мы привыкли обвинять государство в бездействии, но часто не утруждаем себя узнать обо всех возможностях и благах, которое оно предоставляет.
-
Предложите оказать содействие в поиске работы
Сегодня любой руководитель НКО имеет обширные связи в сфере бизнеса. И когда к вам обращается человек, потому что ему сложно прокормить себя и детей на нищенскую зарплату или он вообще нигде не работает, предложите ему содействие в поиске достойной работы. Наш фонд придерживается принципа оказания поддержки в трудной жизненной ситуации, но не предоставления постоянного «финансового костыля». Тот, кто несет ответственность за свою жизнь, согласится, человек же в позиции «жертвы» или мошенник — непременно откажется.
Конечно, эти правила для многих благотворителей совсем не открытие, а для некоторых – обязательные условия работы. Но следует помнить, что исполнение их выборочно оставляет лазейки для мошенников. Только общее, системное применение этих советов поможет противостоять нечистым на руку «разводилам» и спасти тех, кто действительно ждёт вашей помощи.
+ There are no comments
Add yours